Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:16, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение развития института президентских выборов в России, определение основных моментов проведения выборов Президента.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Рассмотреть понятие «президент», становление института президентства в России.
Проанализировать форму правления в Российской Федерации ее взаимосвязь с институтом президентства.
Рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации, выдвижения и регистрации кандидатов
Проанализировать организационное обеспечение и подготовки выборов Президента Российской Федерации
Рассмотреть порядок голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации
Глава 1 Понятие и развитие института Президента в Российской Федерации
1.1 Понятие «Президент», становление института президентства в России………………………………………………………………………..6
1.2 Форма правления в Российской Федерации и её взаимосвязь с институтом Президента…………………………………………………..13
1.3 Место Президента РФ в системе разделения властей…………...17
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
2.1 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………….21
2.2 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации……………………………………………………27
2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными
Первые (и единственные) выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года. В них приняли участие шестеро кандидатов, четверо из которых (Николай Рыжков, Аман Тулеев, Альберт Макашов и Вадим Бакатин) были кандидатами от КПСС. Остальные двое – это Владимир Жириновский, основатель альтернативной партии ЛДПСС, и беспартийный Борис Ельцин, который, как известно, и выиграл выборы. Это были единственные выборы в нашей стране, где одновременно с президентом народ выбирал и вице-президента. С огромным отрывом победили Борис Ельцин и его вице-президент Александр Руцкой (57,3% голосов). На втором месте с 16,85% голосов избирателей оказался Николай Рыжков. Огромным успехом можно считать третье место дебютанта в высокой политике Владимира Жириновского, за которого проголосовали 7,81% пришедших на голосование. Явка на первые президентские выборы была самой высокой: 76,66%.
Вторые президентские выборы, уже в Российской Федерации, прошли в 1996 году в два тура. В первом туре, прошедшем 16 июня, участвовали одиннадцать кандидатов: Борис Ельцин (35,28%), Геннадий Зюганов (32,03%), Александр Лебедь (14,52%), Григорий Явлинский (7,34%), Владимир Жириновский (5,7%), Святослав Фёдоров (0,92%), Михаил Горбачев (0,51% - неожиданный провал), Мартин Шаккум (0,37%), Юрий Власов (0,2%), Владимир Брынцалов (0,16%), Аман Тулеев (308 голосов, т.е. 0%). Во второй тур, состоявшийся 3 июля 1996 года, вышли Борис Ельцин и Геннадий Зюганов. С перевесом в 13% голосов выборы выиграл Борис Ельцин. Явка избирателей, несмотря на сезон отпусков, была достаточно высокой: 69,8% в первом туре и 69,4% во втором туре выборов.
Третьи президентские выборы в России были досрочными. В связи с отставкой Бориса Ельцина выборы прошли на четыре месяца раньше положенного, 26 марта 2000 года. В выборах приняли участие одиннадцать кандидатов на пост главы Российской Федерации: Владимир Путин (52,99%), Геннадий Зюганов (29,24%), Григорий Явлинский (5,8%). А также Аман Тулеев, Владимир Жириновский, Константин Титов, Элла Памфилова, Станислав Говорухин, Юрий Скуратов, Алексей Подберезкин, Умар Джабраилов, в сумме набравшие 9,23% голосов избирателей. Победителем стал исполняющий с 31.12.1999г. обязанности президента Владимир Путин.
Следующие выборы главы государства в Российской Федерации прошли 14 марта 2004 года. 64,38% избирателей, принявших участие в голосовании, выбирали президента из числа шести кандидатов: Владимир Путин, Николай Харитонов, Сергей Глазьев, Ирина Хакамада, Олег Малышкин, Сергей Миронов. С оглушительным успехом, набрав 71,31% голосов, выборы выиграл Владимир Путин.
Президентские выборы 2008 года прошли 2 марта. В них приняли участие всего четыре кандидата: Дмитрий Медведев, которого поддержал не имеющий права баллотироваться на третий срок подряд Путин, Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и самовыдвиженец Андрей Богданов. По итогам выборов стал Дмитрий Медведев, набравший 70,28% голосов. Явка составила 69,70%.
Последние на данный момент выборы главы Российской Федерации состоялись 4 марта 2012 года. В этот раз президент избирался сроком на шесть лет. В выборах приняли участие пять кандидатов: Владимир Путин («Единая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Михаил Прохоров (самовыдвиженец), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов («Справедливая Россия»). По итогам голосования, победу одержал Владимир Путин, набравший 63,6% (45 602 075) голосов избирателей. Между остальными кандидатами голоса избирателей распределились следующим образом: за Геннадия Зюганова проголосовали 12 318 353 человека, что составило 17,18% от числа проголосовавших; за новичка в списке кандидатов Михаила Прохорова проголосовало 5 722 508 человек, или 7,98%; за бессменного лидера ЛДПР Владимира Жириновского отдали голос 4 458 103 человека, или 6,22%; и замыкает список кандидатов в президенты Сергей Миронов с 2 763 935 голосами, что составляет 3,85% от числа проголосовавших избирателей.
Надо отметить, что за все прошедшие президентские выборы в качестве кандидатов официально были зарегистрированы тридцать человек. Среди них рекордсменом стал Владимир Жириновский, который участвовал в пяти из шести избирательных кампаниях.
Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве). Для современных государств характерны две формы правления: республика и монархия.
Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Ст. 1. Конституции Российской Федерации гласит: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Попробуем выяснить, каким образом форма правления связана с институтом президентства.
Американский политолог Х.Линц выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для президентской системы характерно:
1. Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.
2. Президент обладает
3. Президент формирует кабинет министров и администрацию.
4. Отстранение президента от
должности возможно только
Российская политическая система с учетом полномочий президента значительно отличается от западноевропейских парламентских форм правления. Немецкий политолог Э.Шнайдер2 считает, что России, скорее, соответствует модель президентской системы. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по его мнению, заключается в том, что Государственная Дума может добиться роспуска неугодного ей правительства.
Российский политолог В.Никонов3 считает, что «мы имеем дело со смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента». Такую же точку зрения высказывает О.Зазнаев4, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы Президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России Президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета – по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя, является двойная ответственность правительства: перед Президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской.
Другие исследователи (С.А.Грановский) считают, что в России парламентско-президентская форма правления, обосновывая свой выбор тем, что Президент, избираемый народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом5.
Тем не менее, преобладающим является мнение о том, что Россия – это президентская республика. Логика такого объяснения такова. Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. То есть, в той или иной форме мы видим признаки президентской республики, предложенные Х. Линцом.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что форма правления напрямую зависит от института президентской власти, существующего в стране, и проявляется, к примеру, в порядке выборов Президента (кем и как он избирается), в степени его влияния на исполнительную власть (формирует, возглавляет или нет), процедуре отрешения Президента от должности. Несмотря на расхождения в оценке теоретиков права, Российскую Федерацию следует считать президентской республикой.
1.3. Место Президента РФ в системе разделения властей
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о месте, которое Президент РФ занимает в системе государственной власти, в государственном механизме о том, как его положение как главы государства сочетается с принципом разделения властей, закрепленным в Конституции РФ. Эта проблема выглядит непросто применительно практически к любой государственной системе, что находит отражение и в конституциях разных стран, с ней связан вопрос о подзаконном характере деятельности президента. Ведь в буквальном смысле слова глава государства - его руководитель, он должен стоять над другими государственными органами.
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др. Классической теорией разделения властей считается теория Ш. Монтескье6.
Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный7.
Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент - глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции8.
Президент РФ - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он объединяет все власти, способствуя их согласованной и эффективной работе. Свои полномочия Президент обязан осуществлять, не подменяя ни одну из ветвей власти, не нарушая их самостоятельности и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Ему предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент России избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент России выполняет следующие функции: 1) назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу; 2) назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; 3) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, представляет Государственной Думе кандидатуры на должности: Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 4) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; 5) имеет право принять решение об отставке Правительства; 6) рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству; 7) согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; 8) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение; 9) при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.