Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современной глобальной ситуации встает вопрос о роли и месте Беларуси в стратегическом балансе сил, о переориентировании на геоэкономическую стратегию развития, о встраивании национальной экономики в геоэкономическую систему с целью обеспечения доступа к участию в формировании и распределении мирового дохода.
Цель работы - изучение геоэкономических аспектов современной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью заключаются в изучении:
процессов, характеризующих особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики;
понятий и основных составляющих и национальных геоэкономических ресурсов;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 к. ГоТоВаЯ.docx

— 70.57 Кб (Скачать файл)

Экономические ресурсы. По такому базовому показателю, как ВВП, наша страна значительно уступает многим странам. По поводу причин такого положения белорусской экономики ведутся дискуссии.

Скромные экономические ресурсы нашей страны существенно ограничивают ее активность на международной арене, поскольку именно этот вид ресурсов является определяющим в процессе формирования и осуществления международной политики любой страны.

Еще одной тенденцией в экономическом развитии, оказавшей решающее влияние на определение места и роли нашей страны в мировой политике, стала приоритетная ориентация отечественной экономики на торговлю с Россией. При этом нельзя не отметить зависимость отечественной экономики от российских энергоресурсов, которые составляют значительную часть белорусского импорта. Помимо Российской Федерации к числу ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси относятся Украина, Польша, Германия и Литва.

Основной причиной возникновения этой тенденции явилась низкая конкурентоспособность белорусских товаров на западных рынках, которая стала следствием как изношенности отечественных производственных мощностей и невозможности внедрения по этой причине новейших технологий, так и изначальной ориентацией нашего производителя на российский рынок, дальнейшее освоение которого не требовало дополнительных издержек.

Информационные ресурсы. Республика Беларусь относится к числу многочисленных государств, информационное пространство которых контролируется как национальными, так и зарубежными средствами массовой информации. При этом если белорусские печатные СМИ и радиостанции доминируют на отечественном информационном рынке, то в сфере телевещания лидирующие позиции занимают российские масс-медиа, ограничить влияние которых на формирование общественного мнения нашей страны национальные телеканалы пока не в состоянии.

Все системы связи в Республике Беларусь находятся под государственным контролем, который осуществляется через занимающее монопольное положение на информационном рынке АО «Белтелеком». Недостаточно высокий уровень экономического развития Беларуси определяет также и достаточно скромное присутствие нашей страны в мировом информационном пространстве. Белорусские печатные и электронные СМИ до сих пор не имеют постоянных корреспондентских пунктов за рубежом, а объем радиовещания на территорию других государств крайне невелик, особенно по сравнению с соседними Россией и Польшей.

По этой причине основные функции по реализации внешней информационной политики РБ возложены на дипломатические представительства за рубежом, материальные возможности которых весьма ограничены.

Внешнеполитические ресурсы. Независимости белорусское государство установило дипломатические и торговые отношения более чем со 150 странами мира. В различных государствах действуют более 40 зарубежных представительств Республики Беларусь, большинство из которых находится в странах СНГ и Европе.

Беларусь заключает большое количество двусторонних договоров с другими государствами и международными организациями, а также подписывает многосторонние соглашения.

Традиционно тесным продолжает оставаться сотрудничество Республики Беларусь с Организацией Объединенных Наций. В 1995 г. она присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», а в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую инициативу. С 1998 г. в республике функционирует консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ. В этом же году наша страна вступила в Международный парламентский союз.

Однако наряду с очевидными достижениями во внешней политике Беларуси обозначились определенные негативные проявления. После состоявшего 24 ноября 1996 г. референдума по вопросу о внесении изменений в белорусскую Конституцию был прерван процесс вступления Республики Беларусь в Совет Европы.

Таким образом, в Беларуси были установлены двусторонние отношения с ведущими странами мира, налажено тесное экономическое и политическое сотрудничество с соседними государствами, созданы необходимые условия для расширения международных связей нашей страны в различных регионах мира, расширено представительство в международных организациях. Появились также принципиально новые возможности для установления и укрепления международных контактов в сфере информационного, гуманитарного и культурного сотрудничества.

Выводы

  1. Стратегия национального развития неотделима от результирующего вектора глобального развития — постепенно стираются грани между внутренней и внешней политикой.
  2. Современный мир несет в себе техногенную окраску. Геоэкономическое пространство “впитывает” эту окраску, “принимает” соответствующие правила игры. Соответственно и поведение национальной экономики Беларуси в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной модели цивилизационного развития.
  3. Глобализация для Республики Беларусь – это противоречивое явление: с одной стороны – это увеличение экономической активности, появление новых рынков сбыта; с другой же – это зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета. Существует риск того, что назначение Беларуси сведется к роли сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса для высокоразвитых стран.
  4. Наряду с глобальной интеграцией, необходимо усиливать интеграцию региональную (в рамках СНГ), чтобы обеспечить коллективную защиту. Постепенная адаптация к глобализации должна выработать механизм управления этим процессом, направляя его на развитие национальной экономики.
  5. Наличие либо отсутствие геоэкономических ресурсов в Беларуси рассматривается в качестве предпосылок для той или иной геополитической ориентации нашей страны.
  6. Значение природных ресурсов для Беларуси никак не может уменьшиться по той простой причине, что они остаются единственным источником материального производства. При этом, чем меньше производство связано с местными ресурсами, тем более возрастает его зависимость от удалённых источников, многие из которых приобретают не только общегосударственное значение.

 

 

ГЛАВА 2. ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. Влияние процессов глобализации на правовую систему Беларуси

На сегодняшний день для Беларуси существенное значение приобретают вопросы преемственности в праве, правового заимствования, правовой интеграции. Но использование отдельных институтов из иных правовых систем, неадаптированных к национальному законодательству, может привести к торможению правового развития страны.

Несмотря на закономерности глобального общественного развития, сближения правопорядка отдельных государств, исторические особенности развития государственности и права отдельных народов обусловливают индивидуальность правовых систем.

Глобализация сопровождается развитием правового регулирования в соответствующем направлении: оформление и закрепление нового порядка в обществе, изменение приоритетов правовой политики, конкурентная борьба субъектов с различными интересами. Эти процессы затронули уровень национальных правовых систем отдельных государств, равно как и международное право. Но законодательство подчас становится средством, подчиненным влиянию интересов отдельных субъектов и их сплоченных групп; оно ставит под охрану интересы отдельных лоббистов в ущерб национальным интересам. В этом правовом аспекте следует рассматривать влияние интересов на право, их выражение в праве.

Содержание интересов государств, выраженных на международном уровне и воплощенных в нормах международного права, должно отражать какие-то общие для всех государств потребности, которые обуславливают процесс международного правотворчества. Следует признать, что в интересах государства, отражающихся в международном праве, находят выражение как индивидуальные условия внутреннего существования, так и общие условия для всех государств, выступающих в качестве участников системы международных отношений. При этом возможность достижения согласованных решений определяется не количественным соотношением совпадающих и несовпадающих интересов, а теми интересами, которые обусловлены доминирующими в конкретный момент потребностями. Поэтому согласованная воля - это наиболее точное выражение сути международного правотворчества, где нормы права являются принятыми по согласованию. Так, международные договоры и прочие соглашения, являясь правовым инструментом согласования.

Необходимо обозначить основные элементы правовой системы общества на современном этапе:

  1. Новые правовые институты. Несомненно, что кардинальные изменения общественной жизни в условиях государственного строительства требуют внедрения новых правовых форм, соответствующих новым реалиям общественной жизни. Причастность к транснациональным процессам объективно требует правового оформления новых для государств общественных отношений. Это вызывает необходимость разработки правовых институтов и внедрения их в правовую практику.
  2. Заимствование из правовых систем других государств. Очевидно, что ориентир на формирование системы только национального права является бесперспективным: рассчитывая на международное общение и взаимопонимание, есть смысл воспринимать те правовые разработки, которые оправдали себя в опыте других государств. Это и разумно, и экономично: не приходится тратить время и средства на правовые эксперименты.
  3. Учет исторических условий развития. Воспринимая иностранный опыт, не следует слепо его копировать и бездумно переносить на отечественную почву. Необходимо учитывать и отечественные правовые традиции, то положительное, что было накоплено в государственно-правовой истории.

4) Сочетание  демократических и авторитарных  элементов в правовом режиме и правовой политике.

Для Беларуси в настоящий период совершенно чужды попытки формирования политической и правовой систем под воздействием внешнего давления. В настоящее же время возникла проблема приведения правовых и политических институтов в соответствие с содержанием установившихся общественных связей. При этом принципиальным является вопрос о методах осуществления и внедрения данных вновь созданных институтов в жизнь. При выборе демократического пути в условиях неподготовленного общества вполне обоснованно встает преграда в виде неподготовленности населения, которое просто в силу предшествующего опыта не научилось пользоваться благами демократии. В то же время сохранение авторитарных механизмов в государственном управлении не позволит сформироваться рыночной экономике в ее наиболее оптимальном выражении Такой подход требует установления разумного сочетания в управлении авторитарных и демократических средств с целью приучить граждан активно использовать свои права.

Попечительство со стороны государства и тщательный контроль за результатами проводимых реформ является первичной задачей государства. Негативные последствия легче устранить, если вовремя среагировать на отрицательные показатели проводимых преобразований.

Не менее важна при этом и независимость государства. которая не позволит потерять суверенитет под влиянием других стран

Таким образом, вовлечение в глобализационные процессы сопровождается для Беларуси серьезной трансформацией элементов национальной правовой системы и взаимодействия последней с иными правовыми системами.

2.2. Система методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Исследования проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) затрагивают как общетеоретические ее аспекты, так и отдельные сферы правоотношений (финансовые, инвестиционные, международные, административные и т.д.).

Методы реализации внешнеэкономической функции государства можно разделить на две группы: методы прямого и методы косвенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Первые имеют императивный характер и вынуждают субъектов данной деятельности принимать решения, основанные не на собственных интересах и свободном экономическом выборе, а на предписаниях государства и надгосударственных международных структур. Вторые придают отношениям упорядоченность путем установления определенных экономических стимуляторов преимущественно через реализацию принципа диспозитивности при построении правовых норм.

Белорусский юрист О.Н.Толочко в зависимости от вида внешнеэкономических отношений выделяет три метода регулирования1:

  • международно-правовой. С его помощью регулируются горизонтальные внешнеэкономические отношения белорусского государства с иными субъектами международного права;
  • материально-правовой (прямой) и коллизионный (косвенный). Указанные методы регулируют горизонтальные внешнеэкономические отношения между разнонациональными частными (физическими или юридическими) лицами;
  • административный метод, или метод власти и подчинения, - внешнеэкономические отношения разряда национальное частное лицо - национальное государство.

Данная точка зрения спорна. Внешнеэкономические отношения по определению не могут быть горизонтальными - это взгляд изнутри государства, с позиции внутреннего регулирования. С помощью международно-правового метода регулируются международные экономические отношения между Республикой Беларусь и другими государствами. Внешнеэкономические отношения, преодолевая национальные границы, превращаются в международные экономические отношения и только тогда регулируются международно-правовым методом – таков взгляд с позиций двух и более государств. Эти отношения находятся в плоскости международного экономического права, поэтому включение международно-правового метода в систему методов регулирования внешнеэкономической деятельности возможно лишь с оговоркой. Внешнеэкономических отношений разряда национальное частное лицо - национальное государство не существует, поскольку на данном уровне не существует проблемы преодоления национальных границ регулирования; речь идет о необходимости соблюдения условий допуска субъекта к осуществлению внешнеэкономической деятельности, т.е. к выполнению предусмотренных национальным законодательством формальностей.. Указанные отношения имеют вертикальный характер и лежат в плоскости государственного публично-правового регулирования.

Полагаем, что система методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности должна рассматриваться с позиции изнутри государства и включать внутригосударственный (национальный) уровень регулирования, а затем, как следствие преодоления национальных границ регулирования, международный. При этом момент преодоления национальных границ имеет условный характер, что связано с наличием в составе внешнеэкономического правоотношения иностранного элемента. Именно благодаря этому внешнеэкономическая деятельность одновременно регулируется как на внутреннем (национально-правовом), так и на международно-правовом уровнях.

Информация о работе Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование