Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современной глобальной ситуации встает вопрос о роли и месте Беларуси в стратегическом балансе сил, о переориентировании на геоэкономическую стратегию развития, о встраивании национальной экономики в геоэкономическую систему с целью обеспечения доступа к участию в формировании и распределении мирового дохода.
Цель работы - изучение геоэкономических аспектов современной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью заключаются в изучении:
процессов, характеризующих особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики;
понятий и основных составляющих и национальных геоэкономических ресурсов;
В ходе курсовой работы была раскрыта сущность понятия геоэкономика, показаны процессы, характеризующие особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики, исследованы понятия и основные составляющие и национальных геоэкономических ресурсов, рассмотрены методологические подходы к анализу геоэкономического фактора развития современного глобального хозяйства, затронута проблема "наднационального" регулирования внешнеэкономических отношений Республики Беларусь.
Конкурентоспособность Беларуси должна лежать в плоскости современных геоэкономических моделей развития. Выход на передовые позиции всегда обязан инновациям. Инновации есть естественное свойство конкурентоспособности. Здесь все дело в ресурсах для обеспечения конкурентоспособности. На свободном и взаимно согласованном доступе к этим ресурсам в целях национального развития и выстраивается геоэкономическая модель.
Современный мир несет в себе техногенную окраску. Геоэкономическое пространство “впитывает” эту окраску, “принимает” соответствующие правила игры. Соответственно и поведение национальной экономики Беларуси в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной модели цивилизационного развития.
Глобализация для Республики Беларусь – это противоречивое явление: с одной стороны – это увеличение экономической активности, появление новых рынков сбыта; с другой же – это зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета. Существует риск того, что назначение Беларуси сведется к роли сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса для высокоразвитых стран.
Наряду с глобальной интеграцией, необходимо усиливать интеграцию региональную (в рамках СНГ), чтобы обеспечить коллективную защиту. Постепенная адаптация к глобализации должна выработать механизм управления этим процессом, направляя его на развитие национальной экономики.
Наличие либо отсутствие геоэкономических ресурсов в Беларуси рассматривается в качестве предпосылок для той или иной геополитической ориентации нашей страны. Значение природных ресурсов для Беларуси никак не может уменьшиться по той простой причине, что они остаются единственным источником материального производства. При этом, чем меньше производство связано с местными ресурсами, тем более возрастает его зависимость от удалённых источников, многие из которых приобретают не только общегосударственное значение.
Вовлечение в глобализационные процессы сопровождается для Беларуси серьезной трансформацией элементов национальной правовой системы и взаимодействия последней с иными правовыми системами. Сочетание демократических и авторитарных элементов в правовом режиме и правовой политике Беларуси является необходимым условием развития страны на современном этапе. Попечительство со стороны государства и тщательный контроль за результатами проводимых реформ является первичной задачей государства. Негативные последствия легче устранить, если вовремя среагировать на отрицательные показатели проводимых преобразований.
Правовое регулирование ВЭД осуществляется на двух уровнях: внутригосударственном и международном. Каждый уровень регулирования международной экономической деятельности имеет две стороны - публично-правовую и частноправовую, что и обусловливает применение конкретного метода правового регулирования. Использование системного подхода позволяет не только обратить внимание на исследование отдельных методов правового регулирования ВЭД, но и взглянуть на них с динамической, функциональной точки зрения, представить в виде комплексного, постоянно развивающегося явления, раскрыть реально существующую в стране структуру правового регулирования ВЭД.
Момент преодоления национальных границ имеет условный характер, что связано с наличием в составе внешнеэкономического правоотношения иностранного элемента.
Международное публичное право проявляет свойства "надгосударственности". Это напрямую связано с происходящими в мире революционными экономическими процессами. Следует предположить, что последуют изменения, направленные в сторону усиления универсальной составляющей международного права, вплоть до формирования надгосударственной правовой системы с гораздо более широкими юрисдикционными возможностями в отношении суверенных национальных государств, чем это имеет место в современном международном праве.
1 Толочко, О.Н. Введение в теорию правового регулирования внешнеэкономических отношений: моногр. / О.Н.Толочко. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 183 с.
Информация о работе Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование