Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современной глобальной ситуации встает вопрос о роли и месте Беларуси в стратегическом балансе сил, о переориентировании на геоэкономическую стратегию развития, о встраивании национальной экономики в геоэкономическую систему с целью обеспечения доступа к участию в формировании и распределении мирового дохода.
Цель работы - изучение геоэкономических аспектов современной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью заключаются в изучении:
процессов, характеризующих особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики;
понятий и основных составляющих и национальных геоэкономических ресурсов;
Анализ белорусского законодательства позволяет выявить следующие закономерности регулирования внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, внешнеэкономическое правоотношение представляет собой урегулированное правом комплексное отношение по поводу осуществления этой деятельности и имеет две стороны – публично-правовую и частноправовую, которые опосредуют два вида правовых связей: государство - субъект ВЭД и субъект ВЭД - иностранный партнер.
Публично-правовая сторона внешнеэкономического правоотношения, опосредующая связь государство – субъект ВЭД, регулируется методом публичного права, основу которого составляет административно-правовой метод. Юридическими средствами указанного метода выступают таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, валютное регулирование и контроль, методы административного обязывания, запрета и др. Административно-правовые средства регулирования ВЭД в зависимости от характера воздействия на субъектов классифицируются на ограничивающие, стимулирующие и легитимационные (правоустанавливающие).
Административные запреты и обязывания, которыми ограничивается самостоятельность субъектов ВЭД, вводятся в тех случаях, когда это необходимо в интересах общества и государства. Частноправовая сторона внешнеэкономического отношения характеризуется наличием иностранного элемента и регулируется методами международного частного права.
Особое значение в регулировании частноправовых внешнеэкономических отношений имеет метод унифицированного материально-правового регулирования, который именуется международно-правовым. Использование данного метода поднимает целый пласт правовых проблем, связанных с определением места унифицированных международно-правовых норм в национальной правовой системе, соотношением международного и национального права, дополнительным применением норм национального права по вопросам, не урегулированным нормами международного публичного права.
В качестве самостоятельного метода правового регулирования выделяют метод саморегулирования, в основу которого положен принцип свободы договора (автономии воли сторон), широко используемый в международных коммерческих отношениях и позволяющий в отдельных случаях вывести их из-под государственной. С этим можно согласиться, но с оговоркой, что реализация автономии воли сторон допускается государством путем определения пределов и случаев ее совершения, а также путем определения ситуаций, когда совершение автономии воли невозможно (п. 2 ст.1125, ст.1126 ГК).
На внутригосударственном уровне правовое регулирование ВЭД осуществляется путем сочетания публично-правовых и частноправовых методов: частноправовое регулирование ВЭД реализуется субъектами ВЭД в рамках тех условий или ограничений, которые налагаются публично-правовыми нормами. Границы (пределы) вмешательства публичной власти в частноправовые внешнеэкономические отношения определяются через специальные принципы правового регулирования рассматриваемой сферы отношений (обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.)
На международном уровне с помощью международно-правового метода регулируются отношения субъектов публичной власти (государств) по поводу ВЭД (или международной экономической деятельности), унифицируется ее правовое регулирование. На данном уровне также можно выделить две стороны международной экономической деятельности - публично-правовую и частноправовую, что предопределяет характер международно-правовых норм. Применительно к частноправовой стороне международной экономической деятельности реализация указанного метода осуществляется следующими способами:
- посредством
заключения международных
- на основе
модельных (типовых) актов (законов) (метод
косвенной международно-
- посредством
выработки общих принципов (например,
Принципов международных
Международно-правовой метод регулирования по отношению к публично-правовой стороне международной экономической деятельности заключается в принятии государствами обязательств по единообразному применению принципов внутреннего государственного регулирования ВЭД. Административно-правовое регулирование ВЭД государство как суверен осуществляет самостоятельно, однако, для того чтобы принимались административно-правовые меры одинаковой направленности, необходима координация действий государств на международно-правовом уровне.
Правовое воздействие на общественные отношения внешнеэкономического характера осуществляется как на уровне внутригосударственного (национального) права, так и посредством международно-правовых ("наднациональных") регуляторов. Однако распределение ролей национального и международного права, их соотношение, взаимодействие и взаимозависимость по сегодняшний день продолжают оставаться в правовой науке предметом острых дискуссий.
Проблемам правового регулирования в названной сфере посвящен цикл исследований по международному экономическому праву, под которым принято понимать формирующуюся отрасль международного права, призванную регулировать отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений.
Считаем, что посылке о возможности и целесообразности автономного функционирования правовых подразделений по принципу: отдельная сфера человеческой деятельности – отдельное правовое образование (комплексная отрасль) является ошибочным. Вместе с тем только вся совокупность отраслей права является самодостаточной в регулировании системы имеющих правовую природу общественных отношений.
Поскольку внешнеэкономические отношения, в отличие от международных экономических, "привязываются" к конкретной (здесь — белорусской) национальной правовой системе, международно-правовое регулирование указанных отношений, как представляется, можно рассматривать в трех ракурсах.
Во-первых, необходимо определить характер и пределы "наднационального" воздействия на внешнеэкономические отношения как объективной правовой реальности, формируемой современным международным сообществом и учитываемой национальным государством вне зависимости от позитивного или негативного отношения к характеру и содержанию нормативных предписаний. Безусловно, теоретически, "в идеале" национальное государство, как составная часть международной системы, участвует в формировании универсального международного права наравне с иными субъектами. Однако реальные возможности любого отдельно взятого национального государства в отдельный исторический период в названной сфере настолько ограничены, что для целей настоящего исследования ими можно пренебречь.
Во-вторых, международно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь следует рассматривать с позиций международных договоров, заключенных непосредственно Республикой Беларусь, введенных в надлежащем порядке в систему национального права и продолжающих функционировать в названной системе постольку, поскольку это допускается и поддерживается национальной властью. Такое регулирование является международным в той мере, в какой строится на "согласовании воль" государств, и само является предметом международного права.
В то же время заключение и исполнение международных договоров является исключительной прерогативой государства и в силу этого входит в сферу национального правового регулирования, что закреплено в Конституции, Законе о международных договорах, а также иных нормативных правовых актах Республики Беларусь.
В-третьих, частноправовые внешнеэкономические отношения активно регулируются специфической категорией источников ("внезаконодательными актами"), происхождение которых лежит вне государственной сферы как в том смысле, что они являются "транснациональными", так и в том смысле, что они разрабатываются без участия законодателя.
Само существование "наднационального" регулирования международных отношений не является признанным фактом в науке международного права. На наш взгляд, международное публичное право на протяжении всей истории своего существования в той или иной степени проявляло свойства "надгосударственности". Однако в последние десятилетия, и особенно в экономической сфере, эти черты стали особенно заметными, что напрямую связано с происходящими в мире революционными экономическими процессами.
Исследование закономерностей формирования мирохозяйственных связей и перспектив их развития дает специалистам основания для вывода о том, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является "движение к созданию единого экономического прастранства, что является иным, более высоким уровнем международных экономических отношений.
Представляется очевидным, что столь значительные изменения, произошедшие в предмете регулирования — международных отношениях, не могут не повлечь за собой столь же масштабных качественных изменений и в системе международного права. Очевидно, следует предположить, что эти изменения будут направлены в том числе в сторону усиления универсальной составляющей международного права, вплоть до формирования надгосударственной правовой системы с гораздо более широкими юрисдикционными возможностями в отношении суверенных национальных государств, чем это имеет место в современном международном праве.
Элементы "наднациональности" заложены в организации и деятельности. Республика Беларусь присоединилась к МВФ после распада СССР. Однако возможности непосредственно участвовать в управлении Фондом у Беларуси нет. Большинство вопросов организации и управления в МВФ зависят от величины квоты в уставном (подписном) капитале Фонда.
Несомненным атрибутом "наднационального" регулирования являются общепризнанные принципы и нормы международного права, приоритет которых перед национальным правом устанавливается, с некоторыми вариациями, законодательством большинства современных государств. Статья 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что наша страна "признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства".
Наличие в Конституции, ГК и иных нормативных актах положения о приоритете общепризнанных норм международного права и полное отсутствие указаний по поводу содержания, порядка применения и толкования названных принципов в настоящее время приводят к фактическому отрицанию их регулирующей роли, а в будущем вполне может вызвать противоположную тенденцию — признавать в качестве таковых чуть ли не любые нормативные положения международного права. В российской практике соответствующие примеры уже имеются.
Необходимо, таким образом, законодательно определить общепризнанные принципы международного права, имеющие приоритет перед национальным законодательством в силу статьи 8 Конституции, статьи 6 ГК и иных нормативных актов, в том числе и в экономической сфере. Эту задачу, как представляется, с честью мог бы выполнить Конституционный суд Республики Беларусь после предварительного обсуждения широкой научной общественностью.
Таковы, как представляется, основные особенности, проблемы и перспективы международного регулирования внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь на современном этапе.
Информация о работе Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование