Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 01:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение понятия, свойств и формы осуществления государственной власти.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- определяется понятие государственной власти;
- рассматриваются признаки государственной власти;
- раскрываются формы и методы осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие государственной власти……………………………………5
2. Признаки государственной власти………………………………....13
3. Формы и методы осуществления государственной власти……..21
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

7823_gos_vlast.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Различные научные определения не всегда можно формализовать и использовать в категориальном аппарате законотворческого процесса. Представляется, что наиболее правильным вариантом формализации понятия "государственная власть" является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть.

В свою очередь, понятие "полномочие" в широком смысле рассматривается в тесной связи с такими терминами, как "предмет ведения"16 и "компетенция"17 (хотя некоторыми учеными эти понятия противопоставляются18).

В российской Конституции понятие "полномочия" понимается трояко: как характеристика прав и обязанностей конкретного органа (ст. 83); как характеристика совокупных прав и обязанностей Российской Федерации (ст. ст. 73 и 79); как конкретные полномочия (ч. 4 ст. 3 и др.). Однако в ст. ст. 5 и 11 речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, т.е. "предметы ведения" выделены в самостоятельное понятие. Конкретное полномочие органа, являясь юридически закрепленным за ним правом, одновременно представляет собой обязанность по принятию правовых актов и иных действий, направленных на исполнение поставленных перед данным органом задач и функций19.

Однако вернемся к государственной власти. Помимо термина "государственная власть" существует и производное от него понятие "система государственной власти", рассматриваемое рядом ученых на основании ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов20.

В научной литературе для обозначения системы государственных органов и системы государственной власти используются термины "законодательная власть", "судебная власть", "исполнительная власть"21. При определении системы государственной власти как совокупности трех ветвей власти через призму принципа разделения властей необходимо учитывать, что в подобном случае функционирует целостная конструкция построения органов и в этом случае ветви власти не представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов.

Таким образом, рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия "государственная власть", можно сделать следующие выводы:

- государственная  власть в Российской Федерации  является свойством государственных  органов, обладающих совокупностью  государственных властных полномочий;

- в действующем  законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;

- разделение  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную достаточно  условное; в Конституции Российской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;

- система государственной  власти в России обладает признаком  единства22, не исключающим, однако, самостоятельности различных государственных органов, со строго определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами, но в своей совокупности составляют неизменный набор и регулируют весь объем общественных отношений.

 

 

2. Признаки государственной власти

Феномен такого вида власти, как государственная власть, является одним из наиболее употребляемых в гуманитарных исследованиях. Вместе с тем в науке отсутствует единообразие в подходах к определению указанного понятия, выделению его отличительных черт.

В целях выявления сущности государственной власти полагаем необходимым выявить, проанализировать и обобщить имеющиеся в науке подходы к свойствам и признакам настоящего феномена.

Исследователями в разное время выделялись различные черты власти государственной.

Учёным и богословом Фомой Аквинским исследуемый феномен хоть и не дефинировался специально, но фактически структурировался для нужд проводимого им исследования.

Так, под государственной властью им понимается совокупность трёх элементов: сущности власти, то есть имеющие божественную природу отношения господства и подчинения, при которых воля лиц, занимающих вершину социальной иерархии, движет низшими слоями населения; формы власти, то есть происхождение власти, способы её приобретения, и пользование государственной властью23.

Л.И. Петражицкий в начале XX века писал, что господствующим пониманием государственной власти является понимание её как единой, обладающей принудительной, непреодолимой силой воли государства как особой личности. Некоторые, впрочем, продолжает автор, сравнивают государственную власть с волей правителей, снабжённой принудительной силой, а некоторые - просто с силой.

Сам автор с таким подходом не согласен, считает, что современное ему государствоведение ошибается относительно сферы нахождения и природы исследуемых феноменов, а такого рода дефиниции, по его мнению, носят наивно-проекционный, а отчасти и фантастический характер. Сущность же явления, по мнению Л.И. Петражицкого следует искать в сфере «эмоциональных проекций».

Государственная власть, по мнению Л.И. Петражицкого, не «сила» и не «воля», а приписываемое данному лицу им самим и другими общее, социально-служебное право поведения и иного воздействия на подданных во исполнение обязанности служения общему благу. Содержание же власти заключается в правоотношениях, состоящих в обязанности одних - подвластных - исполнять известные или вообще всякие приказания других - наделённых властью - и терпеть известные или вообще всякие воздействия со стороны наделённых властью. Обязанности же этого содержания закреплены за другими как их права.

Поддерживая теорию Л.И. Петражицкого в части неотделимости от феномена государственной власти психологического содержания И.А. Иванников считает, что государственная власть - это исторически сложившееся психико - юридическое явление, представляющее собой руководство делами всего общества, проживающего на определенной территории, с помощью государственного аппарата24.

Соавтором К.Маркса - Ф.Энгельсом государственная власть определяется как особая публичная власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны.

Политологами Л.В. Сморгуновым и В.А. Семеновым указывается, что государственная власть - это отношения руководства и подчинения, устанавливаемые на всей территории страны с помощью особых государственных органов. Государственная власть универсальна, зачастую обладает законными институтами насилия, публична, суверенна, осуществляется профессиональными управленцами на подконтрольной государству территории25.

И.А. Ильин в своих работах выделяет следующие основоположения власти: государственная власть не может принадлежать никому, кроме правомочных; государственная власть должна быть едина; государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы; государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

Водворение справедливости в общественной жизни людей является, подчеркивает И.А. Ильин, одной из основных задач государственной власти26.

И.В. Солонько говоря о государственной власти, выделяет следующие её признаки: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер и могут применять как метод принуждения так и метод убеждения. Автор определяет государственную власть как систему структурного управления обществом на профессиональной основе и в соответствии с действующими нормами международного и конституционного права.

Государственная власть, пишет И.В. Солонько, реализуется через сферу объективного и субъективного, а значит в ее структуре переплетаются как элементы идеальных, так и материальных явлений. К материальным элементам следует относить государственные органы и их сотрудников. К идеальным элементам - государственную волю, авторитет государственной власти и государственную идеологию27.

Государственная воля формируется в процессе овладения государственной властью и представляет собой сознательную авторегуляцию субъектом государственной власти собственной деятельности, обеспечивающей преодоление сопротивления объектов власти. Воля субъекта, по мнению автора, проявляется в его осознанной деятельности для достижения поставленной цели, способности и намерений её добиться. В государственной власти может быть воплощена общая воля субъекта верховной государственной власти, например монарха или премьер-министра, господствующего класса, например нации или класса, либо всего народа.

М.И. Абдулаев, анализируя феномен государственной власти указывает на то, что важным признаком государства является наличие публичной, или говоря иначе - государственной, власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни и отношений, то есть управление. Последнее предопределяет наличие группы лиц, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Вместе с тем, подчёркивает автор, не каждая власть является управленческим благом - известно много случаев, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми.

Автор подчёркивает, что государственная власть ограничена, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств, а так же неразрывна связана с правом. Последнее является основой власти, основой деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках правового закона.

Государственная власть, по мнению автора, характеризуется следующими признаками: во первых, государственная власть для осуществления своих функций и задач обладает аппаратом управления, призванным осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов; во-вторых, государственная власть является представительной, которая осуществляет свою деятельность от имени народа; в- третьих, признаком государственной власти является ее легитимность - то есть признание народом права управлять им и согласие подчиняться этой власти28.

В.И. Власов пишет, что воплощённая в государственных органах публичная власть, обязательно обладающая особыми аппаратами управления и принуждения, трансформируется в государственную власть и её реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата. Главными признаками государственной власти является суверенность - то есть её верховенство на территории государства и общеобязательность для лиц, проживающих на территории - и легитимность - то есть принятие её населением29. Автором фактически ставится знак равенства между феноменами государства и государственной власти.

А.В. Мичкевич ставит знак равенства между государственной и публичной властью и, обращает внимание на то, что государственная власть представляется особыми отрядами вооружённых людей, тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а так же аппаратом чиновников30.

В. Н. Хропанюк указывает, что механизм государства является материальным выражением государственной власти. «Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ»31.

С. С. Алексеев определяет феномен государственной власти как систему властеотношений, реализующая функции государства, основанную на аппарате принуждения.32

Государственная власть, по мнению С.С. Алексеева, есть система подчинения, характерная для государства, тогда как государство - организация политической публичной власти.

Признаками государственной власти являются: публичность государственной власти, поскольку она выступает от имени всего общества, всего народа и имеет «публичную» основу для своей деятельности — казенные имущества, собственные доходы, налоги; аппаратность власти, так как она концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется; законность власти, под чем автор понимает поддержку власти законом и потому позволяющей ей при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны; суверенность власти, то есть независимость от иных властей; легитимность власти - то есть юридически обоснованная и общественно признанная, в том числе мировым сообществом.

Известный исследователь и теоретик права В.В. Лазарев определяет государственную власть как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения33.

Д.Ю. Шапсугов пишет, что государственная власть - это система деятельности народа, составляющих его общностей индивидов, а так же создаваемых ими органов, по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий и возложенных обязанностей, выражающих их социальные качества и потребности34.

Известным специалистом в теории политики Ф.М. Бурлацким подчёркивается, что лишь государственная власть обладает монополией на то, чтобы «принудить членов общества к выполнению своих (то есть государства) предначертаний», а государственная власть определяется автором как форма политической власти обладающей классовым характером, располагающая монополией на издание законов и иных распоряжений, обязательных для всего населения, опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств обеспечения соблюдения изданных законов и распоряжений35.

Информация о работе Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления