Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:56, реферат
Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.
Введение
Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.
Публичная власть —
это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от обще
Выбор темы
обусловлен ее теоретическим и практическим
значением. Развитие теории права предполагает
глубокое изучение вопросов сущности
форм выражения и средств
Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.
1. Происхождение государства и права
Государство
— политическая структура особого
рода, возникшая на определенном этапе
общественного развития, представляющая
собой центральный институт власти
в политической системе конкретного
общества. Вопрос о происхождении
государства является дискуссионным.
В различных теориях
Такой плюрализм
мнений обусловлен следующем: во-первых,
на процесс происхождения
В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.
При всем многообразии
форм возникших государств всем им
присущи некоторые свойства, которые
весьма существенно отличали их от
первобытной организации
1. Если первобытно-общинная
организация власти
2. Государство
– это особая организация
– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
– реализация
политической власти осуществляется особым
аппаратом государственных
– выполнение решений политической власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).
3. Для содержания
многочисленного аппарата
2. Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления
Социальная власть представляет собой присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение3.
Характерные черты государственной власти:
Арсенал форм и методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным
методам осуществления
Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки4.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Формы государственного
правового принуждения
Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но "обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
О степени
легитимности государственной власти
можно судить по уровню принуждения
(насилия), необходимого для проведения
той или иной политики в обществе,
по количественному и
Функции государства — это основные направления его деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.
Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные.
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей — на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения — на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; экономическая; налогообложения; социальной защиты; экологическая; культурная.
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества. Данное направление деятельности должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
Экономическая функция заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. Данная функция сегодня в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.
Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки.
Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности молдавского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
Культурная функция призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.
Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного государства относятся следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.
Информация о работе Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления