Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:56, реферат
Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.
1) власть элиты не ограничена законом;
2) народ отстранен
от управления государством и
не может контролировать
3) в политической
жизни допускается
4) имеются
сферы, свободные от
5) устанавливается
приоритет интересов
6) принуждение
и насилие применяются в
4. Понятие и сущность механизма государства
Государственный механизм — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная
иерархическая система
2. Первичными
структурными частями (
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,– вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи
механизма практически
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения10.
Структура государственного аппарат (механизма государства) включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений;
2)государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» – собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе. Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации – министерства, ведомства, комиссии и т. д.
Органы правосудия
образуют довольно сложную систему,
состоящую из гражданских, уголовных,
административных, военно-полевых, транспортных
и иных судов. На верху этой системы
находятся верховные и
Важнейшей проблемой принципа разделения властей является определение места и роли главы государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.11
5. Правовое государство: понятие, принципы
Государство
— это организация политической
власти, содействующая
Право —
это система общеобязательных, формально
определенных юридических норм, выражающих
общественную, классовую волю (конкретные
интересы общества, классов и т.п.),
устанавливаемых и
Единство государства и права состоит в том, что они:
Различия между государством и правом заключаются в следующем:
Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях – выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой – к интересам подданных, общества.
Люди все
чаще стали задумываться над такими
вопросами: как сделать, чтобы государство
не превращалось из «слуги» в «хозяина»,
как и с помощью какого средства
направлять его энергию, силу, власть
в русло общего блага, какое противоядие
можно, использовать в целях минимизации
произвола и различных
Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Другие ученые исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов («этатизм» – от французского «государство»), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права. Третья точка зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены/видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму. Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной . власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.
Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения13.
Теория правового
государства вовсе не застывшая
догма. Она развивается и сегодня,
постоянно наполняясь новым содержанием
по мере накопления в истории человечества
правовых и нравственных традиций и
политического опыта. Вместе с тем
следует помнить, что в юридической
науке никогда не существовало, не
существует и сейчас единой общепризнанной
концепции правового
Информация о работе Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления