Государственная должность государственной службы, и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Так как муниципальная служба в Российской Федерации только формируется и испытывает недостаток в кадрах, обладающих современными профессиональными знаниями. Продолжается период становления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, несмотря на то, что ограничены финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели. Ощущается потребность в развитии профессиональной компетенции, совершенствовании управления профессиональным развитием муниципальных служащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Понятие, виды и принципы государственной службы……………….……...6
1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации……....6
1.2 Виды государственной службы………………………………………...9
1.3 Принципы государственной службы………………………………….12
2 Государственная должность государственной службы, и их классификация……………………………………………………………………...15
2.1 Государственная служба и их классификация………………………...15
2.2 Понятие и виды государственных служащих………………………….17
2.3 Правовое положение государственных служащих……………………21
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

основные принципы гос.службы.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Впервые понятие государственной службы было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ныне утратившем силу), где под государственной службой понималась профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и её субъектов.

В ст. 1 Закона "О системе  государственной службы Российской Федерации" дано новое определение понятия государственной службы. Теперь государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации [2].

Как видим, в новом  определении в число субъектов, для обеспечения исполнения полномочий которых предназначена государственная  служба, добавлены Российская Федерация  и её субъекты. Это добавление в определении государственной службы более точно отражает фактический круг участников государственно-служебных отношений, включая представителей, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта Федерации.

Возьмём для примера дипломатических работников, являющихся государственными служащими. Так, посольство, согласно Положению о нём, утверждённому Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., возглавляемое Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в иностранном государстве, обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, а также представительств субъектов Федерации, открываемых на территории отдельных государств. Консульские учреждения Российской Федерации, согласно Положению, утверждённому Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., осуществляют на территориях пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

Что касается лиц, замещающих государственные должности РФ, то сводный перечень наименований таких  должностей был утверждён Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Сюда относятся: Президент и Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные функции, и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата. Обеспечение выполнения ими своих конституционных полномочий осуществляется подчинёнными им аппаратами, основную часть которых составляют государственные служащие.

Конечно, формулировка "обеспечение  исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и её субъектов" может вызвать понимание государственной службы как службы "при" высших государственных должностных лицах, а не у общества и государства [10, с. 54].

В действительности же, государственная  служба представляет собой вид общественно  полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу. Иначе говоря, профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, замещающих "конституционные" должности. При этом, разумеется, объём полномочий государственного служащего меньше, чем у лиц, замещающих "конституционные" должности.

Федеральная государственная  служба – профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Наряду с федеральной  государственной службой в России складывается государственная гражданская  служба субъектов Федерации, которая  в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин правовых и организационных основ, но с учётом местных условий.

Таким образом, современная  система государственной службы с её видовой классификацией учитывает  не только федеративное устройство страны, но и различия в функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, а также их правовом положении.

 

2.3 Правовое положение государственного служащего

 

Государственный  служащий  обладает  полным  объёмом  конституционных  прав  личности  и  гражданина  РФ.  Общегражданские  права  и  обязанности  государственных  служащих  такие  же,  что  и  других  граждан.  Государственные  служащие  пользуются  всеми  правами  и  свободами,  а  также  несут  обязанности  на  перед  обществом  на  ровне  со  всеми  правами  и  свободами,  а  также  несут  обязанности  перед  обществом  наравне  со  всеми  гражданами.  Ограничения  служащего  в  правах  могут  иметь  место  только  законом  о  государственной  службе,  в  связи  с  обеспечением  надлежащего  выполнения  служащими  своих  служебных  полномочий  (например,  в  сфере  предпринимательской  деятельности).

Государственный  служащий  имеет  определённое  правовое  положение.  Для  него  определены  особые  условия  поступления  на  государственную  службу  прохождение  и  прекращение  службы.  Государственный  служащий  реализует  предоставленные  ему  полномочия  и  функции  как  внутри  государственной  администрации,  так  и  по  отношению  к  внешним  субъектам  права  (гражданам  и  другим  организациям  и  т.д.).

Правовое  положение  служащего,  находящегося  на  федеральной  государственной  службе  (в  министерствах,  государственных  комитетах,  аппарате  Администрации  Президента,  Правительства  и  т.д.)  отличается  от  правового  положения,  например,  военнослужащего  характером  служебных  полномочий, содержанием  прав  и  обязанностей, механизмом  привлечения  к  правовой  ответственности.

Правовое  положение  государственных  служащих  зависит  также  от  условий,  в  которых  протекает  государственная  служба.  Поэтому  особенности  правового  положения  государственных  служащих могут  определяться  и  объективно  возникшей  общественно-политической  либо  государственной  ситуацией:  например,  введение  режима  чрезвычайного  положения  или  военного  положения;  объявление  мобилизации;  другие  установленные  специальными  законами  административно-правовые  режимы.  В этих  случаях содержание  правового положения государственного  служащего существенным  образом может изменяться;  служащие  могут получать  дополнительные  полномочия,  права;  для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы  и юридической ответственности.  Правовое  положение государственных служащих  определяет  в первую  очередь различный  набор  прав  и  обязанностей [23].

Права  государственного  служащего  перечисленные  в  ст.  9  ФЗ «Об основах государственной службы  РФ» можно объединить  в две группы.  В первую  из  них войдут  те  права государственного  служащего,  которые реализуются в процессе  непосредственного осуществления должностных полномочий:

  • ознакомление  с документами,  определяющими его должностное положение;
  • получение  в  установленном  порядке  информации  и  материалов,  необходимых  для  исполнения  должности;
  • посещение  в  установленном  порядке  предприятий  и  учреждений  независимо  от  форм  собственности;
  • принятие  решений  и  участие  их  в  подготовке  в  соответствии  с  должностным  положением.

Ко  второй  группе  можно  отнести  те  права  государственного  служащего,  которые  имеют  целью  обеспечение  выполнения  служащим  его  должности:

  • участие  в  конкурсе  на  замещение  должности;
  • продвижение  по  службе;
  • ознакомление  с  материалами  своего  личного  дела;
  • повышение  квалификации;
  • проведение  по  его  требованию  служебного  расследования  для  опровержения  сведений,  порочащих  его  честь  и  достоинство;
  • объединение  в  профсоюзы  и  некоторые  другие.

Основные  обязанности  государственного  служащего,  закреплённые  в  ст.10  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  можно  также  сгруппировать  в  две  группы.  В  одну  из  них  включаются  обязанности  по  непосредственному осуществлению  должностных  полномочий:

  • обеспечить  поддержку  конституционного  строя  и  соблюдение  Конституции  РФ,  федеральных  законов  и  законодательства  субъектов  РФ;
  • добросовестно  исполнять  должностные  обязанности;
  • обеспечивать  соблюдение  и  защиту  прав  и  законных  интересов  граждан;
  • исполнять  приказы,  распоряжения  и  указания  вышестоящих в  порядке  подчинённости  руководителей,  отданные  в  пределах  их  должностных  полномочий, за  исключением  незаконных;
  • в  пределах  своих  полномочий  рассматривать  жалобы  и  другие  обращения  граждан  в  соответствии  с  законодательством.

В  другую  группу  обязанностей  государственного  служащего  входят  те  обязанности,  которые  преследует  цель  обеспечить  наиболее  эффективное  исполнение  должности:

  • соблюдать  правила  внутреннего  трудового  распорядка,  установленные  в  государственном  органе,  должностные  инструкции,  порядок  работы  со  служебной  информацией;
  • поддерживать  необходимый  для  должностей  уровень  классификации.

  За  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  государственными  служащим  возложенных   на  него  обязанностей,  на  государственного  служащего   могут  налагаться  дисциплинарные  взыскания,  предусмотренные   ст. 14  ФЗ  «Об  основах   государственной  службы  РФ».

Для  некоторых  видов  государственных  служащих  существуют  некоторые  дополнительные  права  и  обязанности.  Например,  военнослужащие  имеют  право  на  хранение,  ношение,  применение  и  использования  оружия  в  порядке,  определяемом  законодательством;  для  них  определены  некоторые  ограничения  общегражданских    прав  и  свобод,  установлены  льготы,  особый  правовой  режим  ответственности, материальная  и  гражданско-правовая  ответственность  военнослужащих.  Пункт  3  ст.26  ФЗ  «О  статусе военнослужащих» определяет,  что материальная  ущерб,  причинённый государству при исполнении  обязанностей  военной службы,  военнослужащие  привлекаются  к материальной  ответственности в соответствии  с Положением о материальной  ответственности военнослужащих.

В  правовое  положение  государственного  служащего  входят  нормы,  устанавливающие  определённые  ограничения  для  служащего  в  связи  с  государственной  службой.  Эти  основные  ограничения  закреплены  в  ст.  11  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ».  Государственный  служащий  не  вправе:

  • заниматься  другой  оплачиваемой  должностью,  кроме  педагогической,  научной  и  иной  творческой  деятельности;
  • быть  депутатом  законодательного  органа  (представительного  органа)  всех  уровней;
  • заниматься  предпринимательской  деятельностью,  лично  или  через  доверенных  лиц;
  • состоять  членом  органа  коммерческой  организации;
  • принимать  участие  в  забастовках;
  • быть  поверенным  или  представителем  по  делам  третьих  лиц  в  государственном  органе,  в  котором  он  состоит  на  службе;
  • использовать  в  неслужебных  целях  средства  и  имущество  органа,  в  котором  состоит  на  службе;
  • и  другие  ограничения.

Кроме  прав,  обязанностей  и  ограничений  правовое  положение  государственных  служащих  включает  следующие  составляющие:  способы  замещения  государственных  должностей;  нормирование  и  организацию  труда,  требования  предъявляемые  к  государственным  служащим;  прохождение  государственной  службы  (аттестация,  повышение  по  службе  присвоение  квалификационного  разряда,  ранг,  специального  звания  и  т.п.);  меры  стимулирования  и  ответственности.

Информация о работе Государственная должность государственной службы, и их классификация