Государственная и негосударственная системы помощи бездомным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: бездомные.
Предмет исследования: система работы по предупреждению бездомных.
Цель курсовой работы: выявление мер по профилактике бездомности.
Гипотеза. Меры профилактики бездомности эффективны, если:
- принимаются нормативно-правовые документы и целевые программы по предотвращению бездомности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика бездомности и ее причины возникновения…………………………5
Характеристика бездомных……………………………………………………………………5
Детская беспризорность, как предпосылки формирования социального класса бездомных….9
Иные причины бездомности………………………………………………………………….11
Глава II. Статистика бездомных………………………………………………………………….14
Глава III. Государственная и негосударственная системы помощи бездомным……………...17
3.1. Проблема социальной выработки помощи бездомным………………………………........20
3.2. В Ульяновске учатся помогать бездомным…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Индикаторами  при оценке существующих систем профилактики бездомности и ресоциализации бездомных  могут служить показатели, характеризующие: скорость (массовость) пополнения этой социальной группы за счет притока в нее представителей других социальных групп; скорость (массовость) оттока бездомных в другие социальные группы и, в первую очередь, ресоциализации бездомных в обществе; смертность (с учетом причин); средняя продолжительность бездомного существования.

Показателем эффективности  системы социальной адаптации бездомных  является возможность реализации бездомными своих политических, экономических (в том числе трудовых), культурных, социальных, семейных и иных прав и  свобод.

Низкая эффективность государственных и муниципальных систем социальной помощи бездомным объясняется, в том числе, тем, что эти системы не учитывают особенности бездомных (демографических, психологических и т.п.). Например, несмотря на государственные гарантии поддержки семьи, в России нет учреждений для бездомных, где семья, потерявшая жилье, могла бы проживать совместно. Бездомная семья, не имеющая возможности неофициально снимать жилье либо жить (ночевать) у родственников или знакомых, вынуждена будет разойтись по разным учреждениям. Взрослые, возможно, смогут устроиться в приюты или ночлежки, ребенок, скорее всего, попадет в детское учреждение интернатного типа. Система оказания правовой помощи бездомным практически отсутствует.

Негосударственная система помощи бездомным также явно неспособна оказать существенное влияние на состояние проблемы и положение бездомных. Оказывающие помощь бездомным, немногочисленны, что связано, прежде всего, со стигматизацией образа бездомного и, как следствие, немногочисленностью тех людей, которые могут и хотят помочь бездомным. Помогающие этой категории очень ограничены в средствах, так как трудно найти спонсора для их проектов.  Кроме того, у организаций, помогающих бездомным, как правило, существуют проблемы с получением помещений в тех районах, где концентрируются бездомные и где работа с ними давала бы максимальный результат.

3.1. Проблема  социальной выработки помощи  бездомным.

Одной из самых  существенных проблем исследования оказалась проблема социологической  выборки. Знакомясь с трудами других исследователей бездомности, неизменно обратили внимание на выборки, которыми они пользовались (жильцов приюта; посетителей бесплатной столовой; обитателей свалки и т.п.). Каждая из них позволяла так или иначе изучать жизнь какой-то одной группы бездомных, однако я не нашел ни одной выборки, позволяющей сделать достоверный срез российской бездомности, проходящий через все ее слои. Постоянно поступают обращаются за правовой помощью представителями всех групп бездомных - от опустившихся обитателей дна, олицетворяющих собой народное восприятие понятия "бомж", до людей, по уровню доходов входящих в middle-class, от бывших уголовников до докторов наук и заслуженных артистов, именно правовое консультирование послужит той базой, которая позволит сделать достоверную выборку, равномерно (пропорционально) затрагивающую все слои, все группы людей погруженных в бездомность.

Если целью  деятельности государственных и  негосударственных социальных служб  является ресоциализация максимально  возможного числа бездомных, то задачей этих служб будет не просто предоставление некоего набора услуг (ночлег, питание, одежда, консультации и др.), но и содействие тем бездомным, кто под влиянием целого ряда факторов неосознанно выбрал стратегию выживания, в смене ее на стратегию ресоциализации. Для выполнения этой задачи необходимо сделать услуги, содействующие повышению бездомными своего социального статуса (в том числе квалифицированную юридическую помощь),  не только бесплатными, но и действительно доступными (в самом широком смысле этого понятия).

Решением этой задачи является приближение помощи к бездомным. Помощь должна идти к  тому, кто в ней нуждается вне  зависимости от того, сознает он ее необходимость или нет. Социальная работа с бездомными должна осуществляться там, где они есть.

Зачастую выбор  стратегии выживания становится результатом безысходности бездомного существования. Говорить о свободном  или осознанном выборе такой стратегии  нельзя, ибо воля человека живущего по этой стратегии не свободна. По сути - это выбор без выбора.

Однако в  целом ряде случаев эта безысходность  мнимая. Человек просто не видит  выхода, ощущает свою ситуацию как  безысходную. Если показать ему реальный выход из положения, то он, возможно, найдет в себе силы сменить свою личную стратегию с выживания на ресоциализацию.

Для того, чтобы  помочь бездомным, существующим в рамках стратегии выживания сменить  стратегию, необходимо совместить услуги, востребованные в рамках стратегии  ресоциализации, с услугами, востребованными  в рамках стратегии выживания (например, оказывать правовую и психологическую помощь непосредственно в местах обитания бездомных,  в благотворительных столовых и т.п.).

Важнейшим условием для изменения личной стратегии  является изменение качества жизни  бездомного. Если в результате получения помощи качество жизни бездомного не меняется, трудно ожидать позитивного изменения его личной стратегии.

Говоря о  бездомном как о социальном больном, социальном инвалиде, уместно будет  вспомнить один из основных врачебных  принципов: "Лечить надо не болезнь, а больного". В каждом конкретном случае с каждым конкретным бездомным должна разрабатываться индивидуальная программа ресоциализации, учитывающая как правовые аспекты конкретной ситуации, в которой оказался человек, так и его личные качества (состояние здоровья, уровень интеллекта, темперамент и т.п.).

3.2. В Ульяновске  учатся помогать бездомным.

Служба помощи бездомным в Ульяновске была создана  в октябре 2005 года. Каждый день в  храмовой столовой готовилась пища для  бездомных: котлеты, картошка/макароны/крупы, чай. Пища разливалась в термоса и на УАЗике в вечернее время развозилась в места массового скопления бездомных, где им и раздавалась. За питанием приходило 30-40 человек (при 200 чел. бездомных в Ульяновске по статистике), при этом с ними велась социальная и миссионерская работа, оказывалась необходимая медицинская помощь. Некоторые из бездомных потом оставались в храме на проживание и работу. Штатными сотрудниками были водитель и повара, остальные — добровольцы.

В данный момент из-за изменения приоритетов благотворителя (строительство гимназии) кормление бездомных приостановлено, однако о. Алексий в холодное время года собирается собственными силами продолжить кормление бездомных, правда не каждый день.

В Ульяновске собираются открыть социальную гостиницу для бомжей. Если это случится, то в России останется еще несколько регионов, где нет таких заведений. Мы в числе последних приступаем к решению проблемы бездомных.

В 2009 в одну из городских поликлиник пришел мужчина, по виду - бомж. Он обратился в хирургический кабинет с просьбой перевязать ему ногу.

  Медики сразу  поняли, что диагноз - гангрена, но  оказывать помощь бедолаге отказались: после него перевязочную пришлось  бы закрыть на дезинфекцию,  а в коридоре ждали приема  другие пациенты. Несколько часов врачи обзванивали все службы, включая «Скорую помощь», которые могли бы заняться бездомным больным, но все от него отказались. В итоге незваный гость ушел в никуда. А медперсонал остался… с тяжелым чувством на душе.

  Тревогу  по поводу бездомных первыми бьют медики, потому что единственное место, где ульяновские бродяги могут получить передышку и подлечиться, - это больницы. Туда их доставляет «скорая помощь» в особенно тяжелых случаях.

На заседании комитета по здравоохранению Гордумы рассматривали вопрос о перспективах строительства в Ульяновске социальной гостиницы.

  Заместитель  председателя Думы Александр  Кокодеев рассказал, что в городскую  больницу №3, которую он возглавляет,  только за две недели марта  поступило шесть бомжей. В других  стационарах города - аналогичная история. Медики в таких ситуациях обращаются в органы соцзащиты, которые помогают бездомным восстановить утерянные документы, но это долгий процесс. Тем временем бездомные занимают койки, в которых нуждаются обычные пациенты, и вызывают недовольство последних.

  Участники  совещания в Думе с энтузиазмом  отметили, что региональное правительство  готово приступить к решению  проблемы (по закону содержание  социальных гостиниц - в компетенции  субъекта Федерации.- Ред.). Но с  условием, что город предоставит под приют помещение.

  Уже подобраны  три варианта, это освободившиеся  здания бывших школ в Белом  Ключе, в поселке Карамзина  и на Верхней Террасе.

  Сначала  речь шла об оснащении гостиницы  на двадцать мест, потом планку  подняли до тридцати и, наконец, до пятидесяти. Это потолок. Выше ставку никто предложить не осмелился. Участники совещания согласились, что эти двадцать или даже пятьдесят коек проблемы бродяжничества не решат, но порадовались, что хоть как-то решение проблемы сдвинулось с места.

  По правде  сказать, попытки сделать что-то  были и раньше. Во всяком случае, в бумажном варианте. В девяностых  годах в Ульяновске едва не  появилась ночлежка для бездомных.  В архиве, в фонде областной  администрации, хранится Постановление  №333 от 1 ноября 1993 года «О создании в городе Ульяновске дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства», подписанное главой области Юрием Горячевым. Тогда мэру Сергею Ермакову было предписано в срок до 1 января 1994 года подобрать помещение для ночлежки. Ульяновское Постановление появилось во исполнение Постановления Совмина РФ «О домах ночного пребывания».

  Распоряжение  мэра «О мерах по борьбе  с бродяжничеством и попрошайничеством  на территории города Ульяновска»  датировано 25 июля 1995 года. В рамках этого распоряжения было поручено организовать работу санпропускника для бродяг, нищих на базе уже имеющегося в бане №11 по улице Толбухина, 70. В 2003 году единственный в Ульяновске санпропускник был закрыт. И по этому поводу били тревогу: в городе неблагополучная ситуация с педикулезом.

  Не так  давно сооружение по улице  Толбухина, 70 было капитально отремонтировано  с затратой баснословных средств  и должно было начать работу  под вывеской городской дезинфекционной  станции. Однако новенькая станция  так и не заработала, из ее кранов не вылилось ни капли воды, было сказано на совещании в Думе. И это при такой-то надобности в ней! По одной из версий, дело в том, что город и область так и не определились, кто же должен взять на баланс это социально значимое сооружение.

  Санпропускник  на заседании комитета вспомнили  не для красного словца, а в  назидание тем, кто берется  за строительство социальной  гостиницы. Давайте, дескать, если  уж начали, доведем дело до  конца.

 

Заключение.

Представляя бомжей и особенности их психологии, следует исходить из того, что они не являются частью нашего общества, а существуют в своем мире. В мире, имеющем свои законы, традиции, свою систему ценностей и даже свой язык. Сравнивать их мир с нашим - бесполезно, он не лучше и не хуже, он просто другой. Сколь бы аморальными, чудовищными и неправильными ни казались нам законы того мира, осуждать их мы не имеем права, так как они продиктованы реальностью вокзала, специфическими условиями жизни там. Рассмотренная проблема помощи гражданам без определенного места жительства является актуальной в настоящее время. Продолжается рост численности бездомных. Бездомный - это человек, лишенный порой не только права, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

Конечно же создание домов ночного пребывания не решает всех проблем граждан без  определенного места жительства, т.к. многие их них просто сбегают оттуда. Поэтому к бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с этими (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе. В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д. Исследование со всей очевидностью показало, что социальное, экономическое, политическое и правовое положение бездомных в современной России является крайне неудовлетворительным. Его основные характеристики - стигматизация и дискриминация. Несмотря на отдельные действия и заявления российских властей, в целом отношение власти к проблеме бездомности и бездомным не позволяет надеяться на скорое и существенное улучшение социально-экономического и правового положения бездомных в России.  Социальное и правовое положение бездомных не является неизменным. Только за время исследования российское законодательство претерпело ряд существенных изменений, оказавших влияние на проблему бездомности и перспективы ее развития.

Самое же главное в решении рассматриваемой  проблемы - это преодолеть системный  кризис в стране, проводить такую  социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев. Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.

Информация о работе Государственная и негосударственная системы помощи бездомным