Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:44, контрольная работа
Централизованное средневековое государство Японии начинается с дворцового переворота 645 г., в результате которого к престолу приходит править новая династия. Этот рубеж отделяет в политико-правовой истории Японии период Древности от Средневековья, наступает новая эпоха Ниппон - Япония – Страна Восходящего солнца.
Специфика периодизации политико-правовой истории Японии связана с тем, что основана не на династическом принципе, а на смене кланов, родов у власти, т.е. приход нового рода или клана провозглашал определенный политический курс, знаменующий наступление новой эры, суть которого была сформулирована в девизе или лозунге
Введение…………………………………………………………………...…….3
Этапы развитие феодального государства в Японии, образование централизованного государства………………………………………………...4
Государственный и общественный строй средневековой Японии…………..11
Право и источник права средневековой Японии…………………………..….15
Заключение …………………………………………………………………...…21
Список используемой литературы ……………………………………...……..23
Начинается новый этап – сегунат Асикага (1338 – 1568 гг.) или сёгунат Муроматти (название местности, где размещалась его ставка). Этот период охвачен междоусобной «войной Северной и Южной ветвей» (так же называют «войной Хризантем»). Борьба шла между Годайко, поддерживаемого знатным вельможе Нитта Ёсисада (партия Южная ветвь) и царем Комё, поддерживаемого Асикага Такаудзи («Северная ветвь»). Усобица заканчивается соглашением, по которому трон переходит поочередно представителям обех династий. Но подлинная власть была у сегунов Асикага.
На этом этапе в
Японии появляются первые европейцы
португальские и испанские
На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов.
Третий этап – Сегунат Токугава
(1603-1867 гг.) знаменует новый период
политического объединения
С приходом к власти Тоэтоми Хидееси (1536-1598) война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства. Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформы была осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформой в стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием. В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.
2. Государственный и общественный строй средневековой Японии.
В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества. В результатаете общественного разделения труда и нескончаемых войн нарастает имущественное и социальное неравенство. Родовые общины сменяют соседские. Формирование сословно-классовой иерархии, определявшей правовой статус личности, основывалось на военно-юридическом принуждении. Разделение сословных групп происходит по положению во властно-государственной иерархии – политические, военные, хозяйственные и по привилегиям. Правящий класс – привилегированное сословие – вожди, родовая аристократия, племенная знать. Правящий класс использует труд рабов (взятые в плен во время междоусобиц потомки местных аборигенов из племен эбису и кумасо) и попавших к ним в кабалу соплеменников. Основная масса населения – полноправные свободные крестьяне – ремины, а так же полусвободные общинники – бэмины (бэ).
В результате Реформы Сётоку-тайси, в начале VII в., за счет заимствования надельной системы землепользования и институтов управления из Китая, которые принесли в Японию конфуцианскую модель социальной организации, выделилось три класса: «благородные мужи» - император, члены его семьи, приближенные сановники, родоплеменная аристократия, крупные чиновники, которые представляли основную политическую единицу средневековой Японии; «добрый люд» - свободные крестьяне (ремины), «государственные люди» (камины), работники казенных дворов, крестьяне трудившиеся на казенной земле; «подлый люд» - полусвободные общинники (бэмины) и рабы. Юридическое закрепление патриархальной модели социальной организации зафиксировано в кодексе «Тайхо рё» (702 г.).
Согласно, заимствованной в Китае
системы патримониальной
Изменения общественного строя были связаны с экономическими изменениями и распадом надельной системы в X в. (прекращение переделов земли, переход разорившихся крестьян на земли феодалов и становившихся феодально зависимыми), что привело к системе частного феодального землевладения и образованию феодальных поместий (сёэн).
Феодальный класс состоял из двух сословий: князья «дайме» - занимали господствующее положение, обладали большей частью пахотных земель и независели от центральной власти; самураи – служилое дворянство – были основной массой правящего класса, сформировалось путем увеличения военных дружин князей, с целью защиты своих владений от посягательств извне. Самураи получали за службу земельные участки на правах ленов и специальное жалование рисом. Все стороны жизни самураев регламентированы этико-моральным кодексом «бусидо», который основывался на полном подчинении младшего старшему.
К Феодально-зависимым группам населения относились: крестьяне, ремесленники, торговцы. Они платили подушную подать в виде натурального оброка. В эпоху первого и второго сегуната не происходит полного закабаления крестьян.
Завершенный вид сословно-классовая структура японского общества приобрела в третий период сегуната, когда происходит разложение феодальных отношений и зарождение капиталистического строя. В 1615 г. сегун Хидэтада Токугава издал «Восемнадцать законов», где закрепил строгое деление японского общества на четыре сословия. Такое деление получило название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи – ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.
К середине XVII в. сложилась
новая центральная
Особое место в
Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым принадлежала широкая административная, полицейская и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.
Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и другие. Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган – гоебэя (названный так по залу, где проходили заседания).
Каждое княжество представляло
собой самостоятельную
В городах ставились специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча).
Сегунат не облагал княжества
налогами. Но существовала практика принесения
правителю «даров»
Военно-полицейское управление
сегуната составляло главную, но не единственную
сторону японской государственности.
Сохранялась система
Император был номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна – сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.
3. Право и источник права средневековой Японии
До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.
Формирование письменного
права в Японии началось не путем
записи обычного права (как это было
у большинства восточных и
средневековых народов), а путем создания особого законодательства
о системе и деятельности органов государственного
управления – своего рода государственно-
Первые записи правовых норм, как это имело место, например, в Конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам: "почтительно воспринимать указы", "обязательно соблюдать их", "справедливо оценивать заслуги и провинности". В 604 году принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей». «Летом 12-го года правления Суйко (604 г.) в 4-й луне Тайко обнародовал законы 17-ти статей.» япония средневековый феодальный право
В Законах 17 Статей содержались
в большей степени
Информация о работе Государственное право средневековой Японии