Государственное право средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Централизованное средневековое государство Японии начинается с дворцового переворота 645 г., в результате которого к престолу приходит править новая династия. Этот рубеж отделяет в политико-правовой истории Японии период Древности от Средневековья, наступает новая эпоха Ниппон - Япония – Страна Восходящего солнца.
Специфика периодизации политико-правовой истории Японии связана с тем, что основана не на династическом принципе, а на смене кланов, родов у власти, т.е. приход нового рода или клана провозглашал определенный политический курс, знаменующий наступление новой эры, суть которого была сформулирована в девизе или лозунге

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
Этапы развитие феодального государства в Японии, образование централизованного государства………………………………………………...4
Государственный и общественный строй средневековой Японии…………..11
Право и источник права средневековой Японии…………………………..….15
Заключение …………………………………………………………………...…21
Список используемой литературы ……………………………………...……..23

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.DOC

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Начинается новый этап – сегунат Асикага (1338 – 1568 гг.) или сёгунат Муроматти (название местности, где размещалась его ставка). Этот период охвачен  междоусобной «войной Северной и Южной ветвей» (так же называют  «войной Хризантем»). Борьба шла между Годайко, поддерживаемого знатным вельможе Нитта Ёсисада (партия Южная ветвь) и царем Комё, поддерживаемого Асикага Такаудзи («Северная ветвь»). Усобица заканчивается соглашением, по которому трон переходит поочередно представителям обех династий. Но подлинная власть была у сегунов Асикага.

На этом этапе в  Японии появляются первые европейцы  португальские и испанские миссионеры, проповедовавшие христианство, купцы, которые завозят первое огнестрельное  оружие. Император и сегун теряют реальную власть над страной, усиливается феодальная раздробленность. Образуются отдельные провинции во главе с крупными феодалами и автономные княжества, которые не подчиняются ни императору, ни сегуну.

На протяжении XV в. страну раздирали  постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов.

Третий этап – Сегунат Токугава (1603-1867 гг.) знаменует новый период политического объединения страны, завершившегося в 1615 г. Ода Набунага – наиболее могущественный феодал  заключает союз с феодалами дома Токугава и Такеда и к 1582 г. подчиняет 30 провинции из 66. Провели ряд реформ, направленных  на развитие городов и торговли, создание обще-японского рынка. Начинается строительство дорог между провинциями, ликвидируются местные заставы.

С приходом к власти Тоэтоми Хидееси (1536-1598) война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства. Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформы была осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформой в стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием. В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный и общественный строй средневековой Японии.

 

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована  прежняя сословная структура общества. В результатаете общественного разделения труда и нескончаемых войн нарастает имущественное и социальное неравенство. Родовые общины сменяют соседские. Формирование сословно-классовой иерархии, определявшей правовой статус личности, основывалось на военно-юридическом принуждении. Разделение сословных групп происходит по положению во властно-государственной иерархии – политические, военные, хозяйственные и  по привилегиям. Правящий класс – привилегированное сословие – вожди, родовая аристократия, племенная знать. Правящий класс использует труд рабов (взятые в плен во время междоусобиц потомки местных аборигенов из племен эбису и кумасо) и попавших к ним в кабалу соплеменников. Основная масса населения – полноправные свободные крестьяне – ремины, а так же полусвободные общинники – бэмины (бэ).

В результате Реформы Сётоку-тайси, в начале VII в., за счет заимствования надельной системы землепользования и институтов управления из Китая, которые принесли в Японию конфуцианскую модель социальной организации, выделилось три класса: «благородные мужи» - император, члены его семьи, приближенные сановники, родоплеменная аристократия, крупные чиновники, которые представляли основную политическую единицу средневековой Японии; «добрый люд» - свободные крестьяне (ремины), «государственные люди» (камины), работники казенных дворов, крестьяне трудившиеся на казенной земле; «подлый люд» - полусвободные общинники (бэмины) и рабы. Юридическое закрепление патриархальной модели социальной организации зафиксировано в кодексе «Тайхо рё» (702 г.).

Согласно, заимствованной в Китае  системы патримониальной бюрократии, изложенной в «Табели 12 рангов» Сётоку-тайси,  чиновничья служба признавалась личной и пожизненной привилегией наиболее одаренных людей, независимо от их социального положения, и гарантировавшей получение ранга и соответствующих привилегий при занятии определенной должности. Фактически эта система не работала и получение чиновничьих рангов было доступно только родоплеменной знати.

Изменения общественного строя  были связаны с экономическими изменениями  и распадом надельной системы  в X в. (прекращение переделов земли, переход разорившихся крестьян на земли феодалов и становившихся феодально зависимыми), что привело к системе частного феодального землевладения и образованию феодальных поместий (сёэн).

Феодальный класс состоял из двух сословий: князья «дайме» - занимали господствующее положение, обладали большей частью пахотных земель и независели от центральной власти; самураи – служилое дворянство – были основной массой правящего класса, сформировалось путем увеличения военных дружин князей, с целью защиты своих владений от посягательств извне.  Самураи получали за службу земельные участки на правах ленов и специальное жалование рисом. Все стороны жизни самураев регламентированы этико-моральным кодексом «бусидо», который основывался на полном подчинении младшего старшему.

К Феодально-зависимым группам  населения относились: крестьяне, ремесленники, торговцы. Они платили подушную подать в виде натурального оброка. В эпоху  первого и второго сегуната не происходит полного закабаления  крестьян.

Завершенный вид сословно-классовая структура японского общества приобрела в третий период сегуната, когда происходит разложение феодальных отношений и зарождение капиталистического строя. В 1615 г. сегун Хидэтада Токугава издал «Восемнадцать законов», где закрепил строгое деление японского общества на четыре сословия. Такое деление получило название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи – ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась  новая центральная администрация, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи  Токугава.

Особое место в государственном  аппарате токугавской Японии занимали органы сыска, специальные полицейские инспектора мэцкэ ("прикрепленный глаз"), осуществлявшие негласный полицейский надзор за всем населением страны, от чиновников до крестьян. Во главе этого аппарата стояли так называемые омэцкэ (большие, славные мэцкэ), закон о правах и обязанностях которых был принят в 1632 году. Пять главных полицейских инспекторов вели наблюдение за всеми князьями и высшими чиновниками.

Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым принадлежала широкая административная, полицейская и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и другие. Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган – гоебэя (названный так по залу, где проходили заседания).

Каждое княжество представляло собой самостоятельную административную единицу, в которой было свое малое  правительство (киро). Как правило, в  княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими.

В городах ставились  специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча).

Сегунат не облагал княжества  налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров» пропорционально  богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.

Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система традиционной монархии с собственной системой управления и собственными полномочиями.

Император был номинальным  главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные  полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна – сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.

 

3. Право и источник права средневековой Японии

 

До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное  никакими памятниками. Его предписания  были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.

Формирование письменного  права в Японии началось не путем  записи обычного права (как это было у большинства восточных и  средневековых народов), а путем создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая. В этом заключается одна из важнейших особенностей формирования древнего японского права.

Первые записи правовых норм, как это имело место, например, в Конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам: "почтительно воспринимать указы", "обязательно соблюдать их", "справедливо оценивать заслуги и провинности". В 604 году принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей». «Летом 12-го года правления Суйко (604 г.) в 4-й луне Тайко обнародовал законы 17-ти статей.» япония средневековый феодальный право

В Законах 17 Статей содержались  в большей степени моралистические  пожелания в духе конфуцианства, чем строго юридические предписания. В конце VII в. под влиянием административных преобразований, начатых с переворотом Тайка, для одной из провинций Оме был составлен свод административных правил – Оми-ре (661-672). Свод был записан по образцу китайского «Уголовного и административного кодекса» империи Тан середины VII в. В нем регламентировались обязанности администраторов, устанавливалась вводимая в японском государстве система рангов и в общей форме фиксировались взаимоотношения жителей с новой, государственной властью. Позднее Оми-ре был пересмотрен и превратился в «Уголовный и административный кодекс государева двора» – Киемигахара-ре (681-683). Состоял он из 22 глав и, по-видимому, включал, кроме административных правил, и нормы ответственности чиновников. Оба свода VII в. не сохранились, и о содержании их ничего не известно.

Информация о работе Государственное право средневековой Японии