Государственное право средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Централизованное средневековое государство Японии начинается с дворцового переворота 645 г., в результате которого к престолу приходит править новая династия. Этот рубеж отделяет в политико-правовой истории Японии период Древности от Средневековья, наступает новая эпоха Ниппон - Япония – Страна Восходящего солнца.
Специфика периодизации политико-правовой истории Японии связана с тем, что основана не на династическом принципе, а на смене кланов, родов у власти, т.е. приход нового рода или клана провозглашал определенный политический курс, знаменующий наступление новой эры, суть которого была сформулирована в девизе или лозунге

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
Этапы развитие феодального государства в Японии, образование централизованного государства………………………………………………...4
Государственный и общественный строй средневековой Японии…………..11
Право и источник права средневековой Японии…………………………..….15
Заключение …………………………………………………………………...…21
Список используемой литературы ……………………………………...……..23

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.DOC

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Введение надельной  системы в VII в., строгое деление  общества на ранги привело к появлению  законодательных документов, получивших, как и в Китае, название "кодекс". Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс "Тайхо рё". Над составлением кодекса, как свидетельствует древняя летопись 720 года, работала комиссия из 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. Работа над кодексом продолжалась и в дальнейшем. В 718 году он появился под новым названием "Ёро рицу рё" и состоял из 953 статей (уголовный и административный кодекс годов Ёро). Введен же кодекс в действие в связи с политической нестабильностью был лишь в 757 году.

Таким образом, важнейшим источником раннесредневекового  права является кодекс "Тайхо  Еро ре" — основной источник, характеризующий право Японии VIII — X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный и уголовный.

Уголовное право. В Японском средневековом праве не было четких различий между деликтом и преступлением, нормами уголовного и административного права.

В традиционном понимании  рё (кит. лин) - это закон, за нарушение  которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний (от смертной казни до битья палками), которые следовали за явные проступки и нарушения.

Уголовный кодекс "Тайхо  рицу рё" состоит из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о  грабеже, о ранениях в драке и  др. Не все положения кодекса дошли  до нас, часть из них была восстановлена впоследствии по китайскому кодексу танской династии.

Начинается кодекс перечнем наказаний и тяжких преступлений. В соответствии с конфуцианскими представлениями о наиболее тяжких нарушениях морали (ли) в Японии выделялись "8 зол" (в Китае - "10 зол"), в число которых входили прежде всего преступления против императорской власти: "мятеж" (разрушение государевых жилищ и усыпальниц и пр.), "государственная измена" (убийство ближайших родственников императора, а также покушение на их убийство, избиение и пр.), "жестокое убийство" (убийство трех членов одной семьи, своих ближайших родственников, убийство женой или наложницей родственников мужа, а так же их избиение и пр.), "великая непочтительность" (разрушение храмов, священных ритуальных предметов и пр.), "злословие и непочтительность" по отношению к государю, просто "непочтение" к отцу или ближайшим родственникам (возбуждение против них судебных дел или предание их проклятью, выделение из семьи при живых родителях, самовольное вступление в брак и пр.), "нарушение долга" (убийство хозяина, начальника, наставника и пр.).

Пятичленная система  наказаний включала в себя смертную казнь через повешение или  обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых, каторгу, битье палками (от 60 до 100 ударов), сечение розгами (от 10 до 50 ударов). Смертная казнь простолюдина совершалась на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились, а чиновникам высоких рангов предоставлялась возможность покончить жизнь самоубийством.

"Тайхо Ёро рё" предусматривает и такие наказания, как конфискация имущества, штраф. Примечательно, что конфискованное имущество преступника делилось поровну между казной и его ближайшими родственниками, если они не были соучастниками преступления. От наказания, даже от смертной казни (как дань древнему обычаю) можно было откупиться, но возможность откупа зависела от усмотрения властей. Этим правом, безусловно, пользовались родственники императора, крупнейшие вельможи из "6 категорий достойных".

Почти все "законные" границы применения наказания были размыты после установления сёгуната, когда беспрепятственное распространение получили формы внеправовой расправы или "дурные обычаи". Самурай, например, мог безнаказанно убить простолюдина за оскорбление. Право не знало также требования обязательного наказания за убийство. Не наказывалось, например, убийство мужем неверной жены и ее любовника, разрешалось убить на месте преступления или в порядке мести убийцу своих родителей. Широко была распространена практика безнаказанного детоубийства, особенно в крестьянских семьях.

Кроме того, наказания  всемерно ужесточались, приобретая часто  сугубо изуверские формы. Японские источники  сообщают, например, о таком распространенном наказании. Живого преступника закапывали по шею на проезжей дороге, рядом клали деревянную пилу, которой мог воспользоваться каждый проезжающий, чтобы отделить его голову от туловища.

Административное право. Важнейшую часть правового строя рицурё составляли урегулированные законом взаимоотношения государственной власти и управляющих. Права и обязанности лиц, привлеченных к административной деятельности за счет и в интересах государства, регламентировались в отношении содержания служебных обязанностей, порядка прохождения службы, выплат государственного жалованья, полагающихся льгот и привилегий.

Государственная администрация, следуя китайским образцам, строилась  по системе должностных рангов. Ранги  далеко не всегда соответствовали собственно должности, содержанию служебной деятельности. Ранги бывают благородные и неблагородные, посты – высокие и низкие. Благородные занимают высокие посты, неблагородные назначаются на низкие должности. Посты и ранги соответствуют друг другу.

Законы регламентировали и содержание служебных обязанностей, в том числе степень своего рода строгости соблюдений этих обязанностей: для высших она была максимальной, включая критерии этические, для низших – была чисто формальной и связывалась только с состоянием порученной по должности сферы управления. Например, старшему министру, «как наставнику Сына Неба», полагалось быть «примером для всего света, держать страну на путях морали и приводить в гармонию отрицательное и положительное...» Если такого человека нет, то пост этот оставлять незанятым. Писцы же должны были только снимать копии с документов, записывать и содержать в порядке официальные документы.

Административное право  Японии едва ли не впервые узаконило  обязательный отпуск чиновников. Он был  еженедельным, ежегодным и специальным. Еженедельно полагалось отдыхать один день из шести.

Брачно-семейное право. Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны.

Браки заключались семьями, согласие родителей и ближайших  родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался также равный сословный статус жениха и невесты, "непорочность" их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчины в 15 лет, для женщины в 13 лет.

Браку предшествовал  сговор родителей и помолвка, беспричинное расторжение которой было наказуемым. Она расторгалась, если жених не появлялся в течение одного месяца или если брак не был заключен в течение трех месяцев после помолвки. Влекло расторжение помолвки и совершение преступления женихом или невестой.

Развод, как и в Китае, не только разрешался, но и прямо  предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов, например в случае попытки убийства, избиения родителей и других близких  родственников мужа или жены. Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе по инициативе мужа или жены требовалось согласие родителей и того и другого. Родители должны были подписать "разводную бумагу".

В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неравны по своему социальному статусу. Как правило, действовала фикция, что родители не знали о действительном "подлом" статусе своего партнера, тогда ребенок становился рёмином.

 

 

5. Заключение

 

Эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условным широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории.

В учебной литературе по истории Востока эти границы (в качестве нижнего предела обычно называются V-VII вв.) связывают с комплексом исторических факторов: с качественными изменениями в политической структуре, с созданием централизованных империй, с завершением формирования крупнейших цивилизованных центров, мировых религий и их мощным влиянием на периферийные зоны.

Нижний предел японского  средневековья определяется VI- VII вв. в связи с усилившимся социальным расслоением и формированием  государства. Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не одновременно, что затрудняет определение и верхнего хронологического рубежа восточного средневековья. такой вехой можно считать время революционных перемен начала XX в. (революция 1911-1913 гг.), для Японии - середину XIX в. (революция Мэйдзи-исин).

Выделяя наиболее общие  черты социально-экономической эволюции, следует отметить, что Япония не достигла в эпоху средневековья  европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться  капиталистические отношения. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими странами резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность Японского общества, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

Большое влияние на весь ход исторического развития Японии оказало широкое распространение  государственной собственности  на землю, которая сочеталась с другой формой собственности - общинной и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян. Государственная собственность в ее узком понимании включала лишь обширное землевладение императора и государственной казны.

На трансформацию форм средневекового государства Японии огромное влияние оказала узурпация власти императора Японии в XII в. "великим полководцем" - сёгуном.

Сёгунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной монархии. Сумма тех признаков, которые  были свойственны сёгунату, позволяет говорить о своеобразной автократической форме относительно централизованного государства, в котором существовала военная диктатура феодальной верхушки.

Вместе с тем в  государственном аппарате Японского  общества можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата. Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил.

Следует отметить следующие  черты присущие средневековому праву  Японии: консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала  у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. Правовые системы Японии утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

 

6. Список использованной литературы

 

  1. Закон из 17 статей// Хрестоматия по истории средних веков/ Под ред. С. Д. Сказкина. - М.: Изд-во соц.-эконом. литературы, 1961 г.
  2. История государства и права зарубежных стран Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1/под ред.Крашенниковой Н.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996 г.
  3. Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права-М.:Веста, 2004 г.
  4. Мелехина Е.В. История государства и права зарубежных стран-М.:Просвещение,2002г.
  5. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов – Издание второе, переработанное и дополненное – М.: Юнити-Дана, 2005 г.
  6. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1–М.: ТОН – Остожье, 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 

 

Квинт Секстий принял поручение Тиберия Нигидия перевезти на своем корабле бочки свином и статую богини Афродиты. Корабль во время шторма столкнулся с другим кораблем, в результате чего вещи погибли, Нигидий предъявил иск Секстию о замене погибших вещей. Какое решение должен вынести суд?




Информация о работе Государственное право средневековой Японии