Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:47, реферат
Цель работы - системное исследование концептуальных и практических аспектов системы обеспечения национальной безопасности России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• разработка основного понятийного аппарата системы национальной безопасности на основе исследования концептуальных основ национальной безопасности;
• исследование сущности национальных интересов и угроз национальной безопасности как элементов системы национальной безопасности и составление их типологии;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1 Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Общественная система обеспечениянациональной безопасности
Российской Федерации………………………………………………………….14
Глава 2. Государственное управление системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………19
2.1 Проблемы государственного управления системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………21
2.2 Перспективы государственного управления системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации………………………....23
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы
Для осуществления практической деятельности по реализации поставленных задач по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации, как и в любой другой стране, создана и развивается государственная система обеспечения национальной безопасности, основу которой составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.
Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся:
Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.
К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.3
Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно вы делить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В состав Совета Безопасности входят: Председатель, Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.
Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики, финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, внешней разведки Российской Федерации, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом Российской Федерации.
Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета Безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.
Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту Российской Федерации, входит в число постоянных членов Совета Безопасности, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом.
Обязанности Секретаря Совета Безопасности:4
- информирует Президента Российской Федерации по проблемам обеспечения национальной безопасности;
- подготавливает планы работы Совета Безопасности и вносит их на утверждение Председателя Совета Безопасности, формирует повестку дня заседаний Совета Безопасности;
- координирует работу межведомственных комиссий Совета Безопасности, научного совета при Совете Безопасности, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке необходимых материалов к заседаниям Совета Безопасности;
- представляет Председателю Совета Безопасности на утверждение решения Совета Безопасности, а также представляет проекты правовых актов и поручений Президента Российской Федерации по реализации этих решений;
- осуществляет контроль за исполнением решений Совета Безопасности;
- организует работу, направленную на формирование стратегии развития государства по различным направлениям и аспектам обеспечения национальной безопасности, а также обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации;
- организует представление Президенту Российской Федерации доклада об обеспечении национальной безопасности при подготовке ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и др.
Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности являются основными рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.5
Вопрос об образовании и упразднении межведомственных комиссий решается Советом Безопасности.
Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и исполнения решений Совета Безопасности.
В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии.
Постоянные и временные межведомственные комиссии Совета Безопасности в своей работе взаимодействуют с аппаратом Совета Безопасности.
1.2 Общественная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
Существенную часть законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности составляет законодательство субъектов России.
Меры по обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности (п. "б"); по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (п. "д"); осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. "з") находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции). Органы местного самоуправления (ст.132 Конституции)6 осуществляют охрану общественного порядка, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью.
Общественная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного и информационного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов (Воронов А. М.).7
Достаточно близким к понятию "общественная безопасность" является понятие "общественный порядок" - система общественных отношений, закрепленная нормами права, морали и правилами общежития, определяющая права и обязанности участников этих отношений, призванная обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц (А.П. Коренев). К тому же деятельность по охране общественного порядка является важнейшей частью обеспечения общественной безопасности, поскольку подчинена в значительной степени защите норм организации социального бытия, представляющих, по сути, условия и факторы общественной безопасности.
В связи с этим представляется необходимым принять специальный нормативный правовой акт, который бы определил условия, порядок организации органов охраны общественного порядка, их цели, задачи и функции, условия деятельности и т.д.
Основой системы органов охраны общественного порядка в Российской Федерации должны стать органы охраны общественного порядка в муниципальных образованиях как наиболее многочисленная часть всей системы, выполняющая основные задачи и функции. Руководить ими должны органы местного самоуправления.
При организации взаимодействия муниципальных органов охраны общественного порядка сложнейшим остается вопрос их взаимоотношений и взаимодействия с федеральными и территориальными органами охраны общественного порядка, другими органами системы обеспечения общественной безопасности. Видимо, на уровне органов местного самоуправления должен быть создан орган управления, который бы взял на себя выполнение этих и других управленческих функций.
Основными функциями муниципальных органов охраны общественного порядка должны стать предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественного порядка и безопасности, особенно в общественных местах.
Понятно, что в целях формирования муниципальных органов охраны общественного порядка потребуется значительно изменить действующее законодательство, а также принять ряд новых нормативных правовых актов.
В заключение хотелось бы высказать ряд проблем по поводу формирования общефедеральной системы обеспечения общественной безопасности.
При формировании разноуровневой системы обеспечения общественной безопасности требуется учитывать два, казалось бы, противоречивых принципа: единоначалия и распределения полномочий. С одной стороны, руководитель высшего уровня должен быть наделен всей полнотой власти и ответственности, с другой - без передачи части функций на более низкий уровень, без консультаций и согласований невозможно устранить неизбежные разногласия и конфликты при принятии и исполнении решений. Чем выше степень угрозы общественной безопасности, тем сложнее должна быть система ее обеспечения, больше создается уровней управления, а следовательно, и процесс обеспечения общественной безопасности более сложен и длителен.
Практика подтвердила мнение, что система обеспечения общественной безопасности должна иметь как минимум три уровня управления8.
Первый уровень, так называемый тактический (территориальный), - наиболее простой и включает в себя силы и средства территориальных подразделений, дислоцированных на этой территории. В этот уровень должны войти муниципальные органы охраны общественного порядка.
Второй уровень, региональный, является более высоким по сравнению с предыдущим, значительно отличается от него и включает в себя подразделения субъекта Федерации, расположенные в его границах. На наш взгляд, это основной уровень в первую очередь по объему решаемых задач.
Третий уровень управления, стратегический (в некоторых источниках его называют еще политическим), включается в работу, когда возникает угроза безопасности значительной части населения страны, требуются дополнительные и значительные усилия для устранения угрозы или ликвидации негативных последствий.
Руководит оперативным штабом Президент Российской Федерации или Председатель Правительства. В его состав входят представители министерств и ведомств, задействованных для ликвидации ЧС.
В последние годы все больше говорят и пишут еще об одном уровне управления. На сегодняшний день он в практической деятельности применяется крайне редко, хотя в последние годы получает все большую научную проработку и практическую реализацию. Это связано с введением в Российской Федерации института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе, созданием правоохранительных структур в федеральных округах и т.д.
Для немедленного и адекватного реагирования на возникающие угрозы, которые охватывают территорию более одного субъекта РФ, в системе органов власти федеральных округов следует создать структуры, задачей которых было бы обеспечение общественной безопасности.