Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:47, реферат
Цель работы - системное исследование концептуальных и практических аспектов системы обеспечения национальной безопасности России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• разработка основного понятийного аппарата системы национальной безопасности на основе исследования концептуальных основ национальной безопасности;
• исследование сущности национальных интересов и угроз национальной безопасности как элементов системы национальной безопасности и составление их типологии;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1 Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Общественная система обеспечениянациональной безопасности
Российской Федерации………………………………………………………….14
Глава 2. Государственное управление системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………19
2.1 Проблемы государственного управления системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………21
2.2 Перспективы государственного управления системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации………………………....23
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы
3) иные нормативно-правовые
акты Российской Федерации, регулирующие
отношения в сфере
4) международные договоры и соглашения, участником которых является Российская Федерация.
В Конституции Российской Федерации содержится ряд норм, направленных на обеспечение ее конституционной безопасности. В частности, ст. 13 запрещает "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в Российской Федерации может вводиться в соответствии с федеральным законом правовой режим чрезвычайного положения и предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия (ст. 56). Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан и в других случаях, предусмотренных федеральным законом, необходимых для защиты основ конституционного строя (ст. 55)14.
Одновременно ст. ст. 71 - 72 Конституции Российской Федерации разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения безопасности государства. Согласно п. "м" ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся вопросы обороны и обеспечения ее безопасности. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. п. "а", "б" ст. 72) находятся вопросы "обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности". То есть фактически в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - важнейшие составляющие конституционной безопасности государства.15
В статьях 56, 80, 82, 102, 105, 114, 120, 125, 129 Конституция Российской Федерации определяет органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, в компетенцию которых входит обеспечение конституционной безопасности Российской Федерации, порядок их деятельности и формы реализации соответствующих полномочий в этой сфере.16
В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопасности исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
Органы федеральной службы безопасности имеют право применять возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Ключевым образом это относится к органам внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, и т.д.
Контроль за работой органов федеральной службы безопасности исполняют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации исполняют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Представляют интерес функции особых контрольных подразделений аппарата Президента РФ. Для оперативной реализации своих контрольных полномочий глава государства наделил соответствующими правами Администрацию Президента РФ и ее подразделения. Для тех же целей Президентом создано, в частности, Главное контрольное управление Президента РФ. Это подразделение контролирует реализацию федеральных законов, указов и распоряжений Президента федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями. В Положении о Главном контрольном управлении Президента РФ не определены полномочия по осуществлению контроля за деятельностью прокуратуры России. Вместе с тем именно Главному контрольному управлению Президент может поручить изучить вопрос о том, как прокуратура реализует надзор за исполнением Конституции и других законов России на территории страны, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти. Для реализации данного поручения главы государства и создания соответствующего правового поля, полагаем, необходимо внесение в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в Закон о прокуратуре, а также в Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации".17
Отметим, что в настоящее время имеет место недостаточная правовая обеспеченность президентского контроля за деятельностью ФСБ. О неоднозначной правовой ситуации, связанной с компетенцией главы государства в части, касающейся контроля за деятельностью прокуратуры, свидетельствуют и формулировки ряда указов Президента РФ. Так, в Указе от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы"18 Президент в целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы и в соответствии со ст. 80 Конституции РФ.
Анализ правового статуса Президента РФ, в данной сфере, свидетельствует о фактическом приравнивании (помещении на один уровень) ФСБ РФ и Главного контрольного управления Президента РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993. 61с.
2. Уголовный кодекс РФ. Часть общая. М.1996. 208 с.
3. Федеральный закон от 20 июля 1993 г.«О борьбе с коррупцией» (проект) // Рос.газета.1993.16 апреля.
4. Федеральный Закон Российской Федерации "О безопасности" // Ведомости. 1992. № 15. Ст.769.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001г.// Рос.газета. 2001. 4 апреля. № 66.
6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)// СЗ РФ.2000. № 2. Ст. 170.
7. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»// СЗ РФ. 2000. №15. Ст.1756.
8. Указе Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы"
9. Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации".
10. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»// Рос. газета.1992. 7 апреля .
11. Указ Президента РФ от 14 июля 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» (утратил силу)// СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 804.
12. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы» ( с изменениями от 9.02.2000; 20.04.2000; 24.07.2000; 28.07.2000)// СЗ РФ. 1999. № 12. Ст. 1484. Изменения : СЗ РФ. 2000. № 7. Ст.819,820; СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1887; СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3291; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3394.
13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 июля 1994 г. № 141-1гд «О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер борьбы с преступностью»// СЗ РФ.1994. № 12. Ст. 1369.
14.Кисловский И.Ю. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем .- М., 2006.
15. Коваленко А.И. Конституционное право в Российской Федерации. М., Артания. - 2012.
16. Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 2010. С.123-251.
17. Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. - 2009. - № 4.С.43-52.
18. Щипков В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний) // Безопасность. М., 2009. - № 7-12. - с. 12-20.
1 Коваленко А.И. Конституционное право в Российской Федерации. М., Артания. - 2012.с.438
2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 // СЗ РФ.2000. № 2. С.45.
3 Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 2010. С.219.
4 Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 2010. С.220.
5 Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 2010. С.221.
6 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
7 Щипков В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний) // Безопасность. М., 2009. - № 7-12. - с. 20.
8 Щипков В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний) // Безопасность. М., 2009. - № 7-12. - с. 8
9 Щипков В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний) // Безопасность. М., 2009. - № 7-12. - с. 1.
10 Федеральный Закон Российской Федерации "О безопасности" // Ведомости. 1992. № 15. Ст.15.
11 Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 2010. С.123
12 Федеральный Закон Российской Федерации "О безопасности" // Ведомости. 1992. № 15. Ст.19.
13 Щипков В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний) // Безопасность. М., 2009. - № 7-12. - с. 12.
14 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993. 41с.
15 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993. 56с.
16 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
17 Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации"
18 Указ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы"