Государственное управление системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:47, реферат

Краткое описание

Цель работы - системное исследование концептуальных и практических аспектов системы обеспечения национальной безопасности России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• разработка основного понятийного аппарата системы национальной безопасности на основе исследования концептуальных основ национальной безопасности;
• исследование сущности национальных интересов и угроз национальной безопасности как элементов системы национальной безопасности и составление их типологии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1 Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Общественная система обеспечениянациональной безопасности
Российской Федерации………………………………………………………….14
Глава 2. Государственное управление системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………19
2.1 Проблемы государственного управления системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации…………………………21
2.2 Перспективы государственного управления системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации………………………....23
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы теории нац без.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

Система обеспечения общественной безопасности в целом должна не только в полном объеме соответствовать общероссийской системе национальной безопасности, но и быть ее составной частью. Более того, следует проработать вопрос об органичном включении системы обеспечения общественной безопасности в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, изначально призванная противодействовать только ЧС природного и техногенного характера, в настоящее время все больше и больше принимает участие в противодействии ЧС и социального характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное управление системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

 

Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом и др.), переживаемыми человечеством. Особенно обострились эти проблемы в российском обществе, которое, пережив в последние полтора десятка лет глубочайшие потрясения, связанные с коренными изменениями в политике, экономике, социальной и духовной сферах, оказалось лицом к лицу с реальными угрозами национальной безопасности государства практически во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Структура национальной безопасности Российской Федерации условно состоит из государственной и общественной безопасности.9

Государственная безопасность:

  • внутриполитическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • военная безопасность;
  • пограничная безопасность;
  • международная безопасность и др.

Общественная безопасность:

  • безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь);
  • природная безопасность;
  • техногенная безопасность;
  • экологическая безопасность и др.

Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.

Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера.

Основу национальной безопасности составляет единая государственная политика, являющаяся частью общегосударственной политики РФ и подчиненная главным стратегическим целям России, обусловленным российскими национальными интересами.

Обеспечение национальной безопасности России - это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленная на надежную защиту национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз и эффективное противодействие им. Обеспечение безопасности личности, общества и государства (национальной безопасности) достигается государственным управлением системой обеспечения национальной безопасности.

В Законе РФ "О безопасности"10 (ст. 8) указывается на два элемента, образующих систему безопасности:

  • органы государства, общественные и иные организации, а также граждане, принимающие в соответствии с законом участие в обеспечении безопасности;
  • законодательство, регламентирующее отношение в данной сфере2.

Представляется, что необходимым элементом системы безопасности является также третий - концептуальный элемент, представляющий собой исходную теоретическую и политико-организационную основу формирования и развития двух упомянутых выше элементов системы.

Система национальной безопасности Российской Федерации:

  • Концептуальный элемент
  • Нормативно-правовой элемент
  • Органы государства, общественные и иные организации, граждане

 

2.1.  Проблемы  государственного управления системы  обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации

 

Под системой обеспечения национальной безопасности РФ следует понимать совокупность подчиненных общей цели обеспечения национальных интересов России и взаимосвязанных органов государственной власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также концептуальные и нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере безопасности.11

Государство в лице его органов, как основной институт политической системы, занимает главное место в системе обеспечения национальной безопасности. Указанная роль государства обусловлена прежде всего такими коренными свойствами, как способность быть властным регулятором общественных отношений, осуществляя при этом главную управленческую функцию по обеспечению национальной безопасности. Эту функцию оно осуществляет через институты президентства (главы государства), законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институт государственного контроля. Каждый из перечисленных институтов имеет свою "нишу" в системе обеспечения национальной безопасности и выполняет возложенную на них роль в соответствии с положениями Конституции РФ и Законом РФ "О безопасности"12. Вместе с тем заслуживает внимания ряд проблемных вопросов, возникающих в процессе осуществления государством управленческой функции по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, а именно:

  • необходимость совершенствования организации стратегического руководства системой обеспечения национальной безопасности на уровне Президента Российской Федерации за счет создания специальных структур, осуществляющих выработку государственной политики, теоретико-правовое регулирование в сфере деятельности и координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении национальной безопасности России;
  • важность системного развития концептуальной основы обеспечения национальной безопасности;
  • совершенствование правового регулирования деятельности системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  • преодоление недостаточной системности воздействия государственных органов на угрозы национальной безопасности и их источники (причины);
  • обеспечение адекватности и своевременности реагирования государственных органов на угрозы национальной безопасности;
  • необходимость дальнейшего усиления координации и взаимодействия в системе федеральных органов исполнительной власти отраслевой компетенции по актуальным вопросам обеспечения безопасности путем создания межведомственного механизма сотрудничества для объединения усилий в решении проблем обеспечения безопасности по конкретным ее направлениям;
  • важность уточнения распределения компетенции в сфере обеспечения безопасности между государственными органами (прежде всего органами исполнительной власти) на уровне федерации и субъектов федерации, а также в унификации и определении правового статуса Советов безопасности в субъектах федерации;
  • развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и др.

 

2.2. Перспективы  государственного управления системы  обеспечения национальной безопасности  Российской Федерации

 

В целях разрешения вышеуказанных проблем в сфере государственного управления системой обеспечения национальной безопасности РФ считаем необходимым:13

1. Законодательно закрепить  центральное звено системы обеспечения  национальной безопасности - Совет  национальной безопасности России, который должен быть наделен  правом не только давать рекомендации  Президенту РФ по вопросам  национальной безопасности, но и  правом давать соответствующие  заключения по данным вопросам, обязательные для учета в деятельности  всех субъектов обеспечения национальной  безопасности. На законодательном  уровне должны быть определены  и постоянные члены Совета  безопасности РФ по должности.

2. Уточнить в Концепции  национальной безопасности РФ  круг основных сфер национальной  безопасности, классифицировав их  на два вида: государственная  безопасность и общественная  безопасность.

3. Придать Концепции национальной  безопасности РФ высшую юридическую  силу посредством принятия соответствующего  федерального закона Федеральным  собранием РФ.

4. Разработать и принять  по каждому составному элементу  национальной безопасности соответствующие  доктрины и основные направления  развития (стратегию) их составляющих (например, составляющими военной  доктрины должны стать стратегия  обороны, стратегия военно-технического  сотрудничества и др.), а также  федеральные программы с соответствующим  финансовым обеспечением.

5. В целях совершенствования  правового регулирования системы  обеспечения национальной безопасности  разработать и принять федеральный  конституционный закон "О национальной  безопасности", в котором закрепить  законодательную основу ее обеспечения, систему и функции, силы и средства  обеспечения национальной безопасности, определить полномочия и порядок  взаимодействия органов государственной  власти, установить порядок организации  и финансирования сил обеспечения  безопасности, контроля и надзора  за их деятельностью.

6. Разработать теоретико-методологические  основы формирования права национальной  безопасности как комплексной  отрасли российского законодательства, имеющего свой объект, предмет  и метод правового регулирования.

7. В целях выработки  государственной политики и нормативно-правового  регулирования, повышения эффективности  обеспечения государственной безопасности  образовать Министерство государственной  безопасности РФ с находящимися  в его ведении следующими федеральными  службами и федеральными агентствами: Служба внешней разведки РФ (федеральная  служба), Федеральная пограничная  служба РФ (федеральная служба), Федеральная  служба РФ по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ (федеральная  служба), Федеральное агентство охраны  РФ (федеральное агентство).

8. Четко разграничить  полномочия субъектов, участвующих  в обеспечении национальной безопасности, определить правовой статус Советов  безопасности в субъектах федерации.

9. Создать межведомственный  механизм сотрудничества в решении  проблем обеспечения национальной  безопасности по конкретным направлениям.

10. Совершенствовать механизм  взаимодействия с зарубежными  правоохранительными органами в  сфере борьбы с международным  терроризмом и организованной  преступностью.

В итоге можно сформулировать главный вывод: в современных условиях угрозы национальной безопасности России во всех сферах жизнедеятельности реальны как никогда. В этих условиях понятие национальной безопасности должно быть полностью переосмыслено и на этой основе выработаны новые подходы в определении стратегии ее обеспечения, строительства ее системы и правового сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, одной из важнейших предпосылок обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации является законодательное урегулирование связанных с этим вопросов. Место и роль права в решении проблем ее обеспечения определяется, прежде всего специально-юридическими функциями права, прежде регулятивными и охранительными. Необходимость детального урегулирования всех аспектов обеспечения безопасности государства определяется рядом важнейших обстоятельств. Во-первых, речь идет о безопасности государства как такового, защищенности основ его конституционного строя, в том числе территориальной целостности и неприкосновенности. Во-вторых, обеспечение безопасности государства, в том числе конституционной, - это одна из наиболее закрытых сфер деятельности органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, и в этом случае возможности для проявления субъективизма наиболее широкие. В-третьих, конечным результатом обеспечения конституционной безопасности государства является обеспечение безопасности его граждан, их прав и свобод, законных интересов.

В связи с этим логичным представляется, что правовые формы обеспечения конституционной безопасности государства, система органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, устанавливаются прежде всего Конституцией Российской Федерации. В самом общем виде правовую основу конституционной безопасности Российской Федерации можно представить в следующем виде:

1) Конституция Российской  Федерации и конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

2) Закон Российской Федерации "О безопасности", законы Российской  Федерации и законы субъектов  Российской Федерации;

Информация о работе Государственное управление системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации