Государственный орган – главное звено механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, цель работы заключается в рассмотрении всех основных институтов и процессов механизма государственной власти.
Задачи курсовой работы:
Дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
Проанализировать классификацию органов государства;
Выяснить значение вооруженных сил в механизме государства.

Содержание

Введение 3
1. Государственный аппарат 5
1.1. Понятие государственного аппарата 5
1.2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 7
2. Теория разделения властей 13
2.1. Теория разделения властей: становление, роль и назначение 13
2.3. Проблемы разделения властей в России 21
3. Государственный орган – главное звено механизма государства 27
3.2. Органы законодательной власти 29
3.4. Органы судебной власти 39
Заключение 45
Список использованной литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Государственный  аппарат 5

1.1. Понятие  государственного аппарата 5

1.2. Принципы  организации и деятельности государственного  аппарата 7

2. Теория  разделения властей 13

2.1. Теория  разделения властей: становление,  роль и назначение 13

2.3. Проблемы  разделения властей в России 21

3. Государственный  орган – главное звено механизма  государства 27

3.2. Органы  законодательной власти 29

3.4. Органы  судебной власти 39

Заключение 45

Список использованной литературы 48

 

 

Введение

 

На определенном этапе развития общества возникает потребность  в его специфической, отдельной  организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые  отличаются местом и ролью в системе  общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких  общественных групп кроме общих  интересов, появляются и специфические  интересы. Возникает потребность  в согласовании, координации таких  интересов, в регулировании отношений  между различными частями общества. Именно эта потребность и стала  причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности  общества. Такой организацией и есть государство. Государство – это  организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой  обеспечивается его целостность  и безопасность, осуществляется руководство  и управление обществом. В Конституции Российской Федерации написано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной строится правовое государство.

Государство реально действует, проявляет  себя как система, совокупность специальных  органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его  имени и в пределах предоставленных  полномочий. Такие коллективы действуют  постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие  в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность  своей работы.

Таким образом, под механизмом государства  понимают систему специальных органов  и учреждений, посредством которых  осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой  политический режим невозможен без  субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные  органы, учреждения, организации, должностные  лица.

Научная разработка этой темы довольно значительна. Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль  Луи Монтескье. В России в дореволюционный  период деление государственной  власти на три ветви можно найти  в работах А. И. Елистратова, М. М. Ковалевского, М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина и других.

В советский период эта тема рассматривалась  не как теория разделения властей, а  как разделение функций между  государственными органами. В постсоветский  период теории разделения властей уделялось  большое внимание.

Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.

Исходя из этого, цель работы заключается в рассмотрении всех основных институтов и процессов механизма государственной власти.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
  2. Проанализировать классификацию органов государства;
  3. Выяснить значение вооруженных сил в механизме государства.

Курсовая работа имеет следующую  структуру: введение, три главы, заключение и список источников.

 

1. Государственный аппарат

1.1. Понятие государственного аппарата

 

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняется  основные функции, достигаются стоящие  перед государством на различных  этапах его развития цели и задачи. В любом государстве аппарат  выступает важнейшим составным  элементом.

Государственный аппарат состоит  из различных органов. Все вместе они образуют определенную систему. Государственный аппарат постоянно  развивался по мере усложнения общества.

В государствах более позднего периода  государственный аппарат был  относительно несложный. Тогда создавались  различные органы, они были со своим  названием, компетенцией, однако власть находилась в руках единоличного органа, как правило, у монарха – который и являлся основным государственным органом. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе и входящего в компетенцию иных государственных органов. В настоящее время таких государств немного.

В большинстве современных государств аппарат более сложный, он базируется на совершенно иных принципах организации  и деятельности, причем один из основных – разделение властей. Государственные органы специально образуются для осуществления государственной власти. Особенностью их является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Эти полномочия необходимы для эффективного выполнения государством своих функций.

На функционирование и развитие государственного аппарата оказывают  влияние факторы, в число которых  входят: «общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями». [1 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко –М. 2001. - С. 205].

В научной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятия «государственного механизма» и «государственного аппарата». Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др.).

Существует также научная позиция, в соответствии, с которой под  аппаратом государства понимается все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой. Отдельные авторы считают понятия «аппарат государства» и «механизм государства» примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в аппарат государства включают только те «структурные подразделения, которые обслуживают деятельность государственных органов». [2 Лазарев В. В. , Липень С. В. Теория государства и права: Учебник – М. 2000. – С. 83] Наиболее оптимальным представляется мнение о том, что «государственный механизм» и «государственный аппарат» понятия примерно равнозначные. Также необходимо отличать государственные органы от негосударственных органов и организаций. «Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие [3 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко – М. 2001. – С. 206 – 207. ]:

  • Формирование их по воле государства и осуществления ими своих функций от имени государства;
  • Выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
  • Наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
  • Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера».

 

1.2. Принципы организации  и деятельности государственного аппарата

 

Рассмотрим принципы, то есть основополагающее начало, идеи, положения, находящиеся в основе организации и деятельности аппарата государства.

Они непосредственно связаны с  понятием государственного аппарата, так как раскрывают социально  классовую сущность органов государства, основные цели и задачи государственного аппарата – для этого и создаются государственные органы, поэтому принципы и включены в эту главу. Важность изучения принципиальных, основополагающих начал любой деятельности подтверждает высказывание Гельвеция – «знание принципов возмещает незнание некоторых фактов».

Принципы государственного аппарата на протяжении всего развития государства  разрабатываются, уточняются, дополняются  новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном  аппарате некоторые принципы отпадают. «Например, совсем до недавнего времени, а именно – до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами государства и общества, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако после распада СССР и  кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме  России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали». [4 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко – М. 2001. – С. 214]

Но также существуют и общие  принципы, которые действуют и  в той или иной мере реализуются, например, принцип оптимальности  построения структуры государственного аппарата, принцип эффективности  государственного аппарата, законности и конституционности и др.

Деятельность любых государственных  органов в настоящее время  строится на принципах гуманизма, научного подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности  в принятии решений, разделения властей. Рассмотрим содержание каждого принципа.

Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как  личности, утверждение приоритета его  интересов в деятельности государства. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два  момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в  деятельности государства, а не что-либо другое (например, построение коммунистического  общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней  мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных  органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения. Государственность существует уже около пяти тысячелетий, в то время как принцип гуманизма начал последовательно проводиться в жизнь только после победы буржуазных революций. Сейчас это один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплен в конституциях многих современных государств. В Конституции РФ сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». [5 Конституция Российской Федерации – М. 2000. – Ст. 2]

Демократизм. В переводе с греческого «демократия» означает «народовластие». Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских свобод.

Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого в  принятии политических решений. В конституциях большинства государств закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях  митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства. Принцип демократизма закреплен и в Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». [6 Конституция Российской Федерации – М. 2000 – Ст. 3 (чч. 1 и 2)]

Информация о работе Государственный орган – главное звено механизма государства