Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:37, реферат
Среди общественных объединений самым массовым и влиятельным как в международном, так и в национальном масштабе являются профессиональные союзы. Этот общественный институт порождён объективным противоречием между работодателями и наёмными работниками с их различными, а иногда и противоположными интересами. Профессиональные союзы имеются почти во всех странах мира, строятся по отраслевому принципу и объединяет в своих рядах более половины занятого населения. В центре внимания профсоюзов находятся основные потребности и интересы наёмных работников предприятий, учреждений и организаций с различными формами собственности.
1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светские и теократические государства.
5.Государство и другие общественные объединения.
Список использованной литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Дисциплина «Общая теория государства и права»
Контролируемая
«государство в политической системе общества»
Выполнила студентка 1-ого курса 3-ей группы
специальность «международное право»
Трекало Анастасия Александровна
Преподаватель
Кевляк Л. Т.
Гродно, 2013
Оглавление
1.Понятие, структура и
определение политической
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь.
Светские и теократические
5.Государство и другие общественные объединения.
Список использованной литературы
1.Понятие, структура
и определение политической
Общество - многогранное и
сложное явление. Оно включает различные
сферы взаимодействия людей, явления
и процессы. Так, определенную сферу
жизни общества составляет экономическая
система, охватывающая производство, распределение,
обмен и потребление
Различные исследователи определяют политическую систему общества по-разному.
Алексеев С.С. считает, что политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. [2, с.72]
Морозова Л.А. даёт определение понятию политической системы общества исходя из её особенностей, а именно:
1) связь с государственной властью;
2) отражение в ней происходящих
в обществе политических
противоборства различных социальных сил и интересов;
3) управляющее и регулирующее назначение, т.е. управление делами общества, выражение
интересов существующих групп, слоев населения;
4) регулирование ее деятельности
политическими нормами и
политической жизни страны.
Таким образом, она делает вывод, что политическая система – это совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.
[1, с.91]
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Поэтому с точки зрения Григорьевой, политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие "политическая система
общества", вошедшее в научный
оборот во второй половине ХХ в., показывает,
как регулируются политические процессы,
как формируется и
По мнению В.М Корельского и В.Д. Перевалова, политическая система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство. [4, с.70]
Малько А.В. считает, что политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. [5, с.28]
Мелехин А.В. в своей работе поясняет, что политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382-332 гг. до н. э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления ,власть и тип правления. Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.
Активное использование термина "политическая система" правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.) В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия.
Сам же Мелехин утверждает, что политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. [6, с.69]
В свою очередь, В.Н Хропанюк определяет политическую систему как организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, учавствующих в политической жизни страны. [9, с.44]
Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.
В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:
а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;
б) регулятивную, или нормативную;
в) функциональную;
г) коммуникативную.
Иногда к компонентам политической системы относят политическую идеологию и политическую культуру. [1, с.91]
Морозова Л.А. приводит характеристику каждой подсистемы:
Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:
1.Собственно политические
организации - государство, политические
партии, политические движения, некоторые
общественные объединения
2.Несобственно политические
организации, которые
Также она поясняет, что некоторые ученые - проф. М.Н. Марченко, проф. С.А. Комаров, выделяют также организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства и др. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами (т.е. носителями) политической власти. А Комаров С.А. выделяет человека как субъекта политической системы т.е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы. [1, с.92]
3.Спорен в науке вопрос
о том, включаются ли
жизни и, следовательно, входят
в состав политической системы в
качестве ее организационного элемента.
Но и в светских государствах религиозные
организации посредством
4.Значительное место в
структуре политической
5.В составе политической
системы выделяют также органы
местного самоуправления, которые
активно участвуют в
В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:
1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;
2) корпоративные нормы политического характера;
3) политические традиции и политические обычаи;
4) правила политической этики.
Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны. Функционирование политической системы складывается из процессов функционирования ее компонентов и всей системы в целом, а также эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы изменяется и ее функционирование.
Коммуникативная подсистема
Алексеев С.С. выделяет следующие компоненты политической системы:
1.Совокупность политических
объединений (государство,
2.Политические отношения,
складывающиеся структурными
3.Политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны
4.Политическое сознание,
отражающие идеологические и
психологические
5.Политическая деятельность,
охватывающая действия
2.Государство
в политической системе
Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное,
ведущее положение в
1) выступает в качестве
единственного официального
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4) обладает, как правило,
монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим
набором материальных ценностей
(государственная
валюта и т.д.);
6) определяет главные направления развития общества.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:
− может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных
Информация о работе Государство в политической системе общества