Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Среди общественных объединений самым массовым и влиятельным как в международном, так и в национальном масштабе являются профессиональные союзы. Этот общественный институт порождён объективным противоречием между работодателями и наёмными работниками с их различными, а иногда и противоположными интересами. Профессиональные союзы имеются почти во всех странах мира, строятся по отраслевому принципу и объединяет в своих рядах более половины занятого населения. В центре внимания профсоюзов находятся основные потребности и интересы наёмных работников предприятий, учреждений и организаций с различными формами собственности.

Содержание

1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светские и теократические государства.
5.Государство и другие общественные объединения.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Трекало А. 1к3гр КСРС№2.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

На основе идеологии –  либеральные, консервативные, коммунистические, социал-демократические.

На основе приоритетов  в системе ценностей – на правые, левые, центристские партии.

К политическим партиям либерально-консервативного типа относится Консервативно-христианская партия БНФ. В Программе КХП БНФ записано, что главная цель партии - это свобода, права человека и независимость Беларуси. Цель экономической реформы , по мнению БНФ, в создании современной и эффективной экономики, способной обеспечить достойную жизнь всем гражданам. Партия  выступает за парламентскую форму государственного правления. Во внешнеполитической деятельности – за равноправные партнёрские отношения с другими государствами.

Белорусская партия левых  «Справедливый мир» (до 2010 года - партия коммунистов Беларуси) свою цель видит  в том, чтобы защитить  интересы трудящихся, советскую власть и построить  социализм. В политической области  ПКБ выступает за подлинную народную демократию, за осуществление социалистического  самоуправления народом, за интеграцию Беларуси в мировое сообщество. В  экономической политике партия отстаивает социалистический способ производства. ПКБ отвергает буржуазную идеологию, антикоммунизм, осуждает ревизионизм  и догматизм. Разжигание национальной розни и вражды считается тягчайшим  преступлением перед народом.

Объединённая гражданская  партия (ОГП) выступает за укрепление государственного суверенитета; установление равноправных партнёрских отношений  с другими государствами; сохранение нейтралитета и неучастие в военных  конфликтах; формирование гражданского общества с многопартийной пропорционально-мажоритарной избирательной системой; приоритет  прав человека над правами нации  и государства; создание  эффективного местного самоуправления. В сфере  экономики ОГП провозглашает  радикальные экономические реформы, предполагающие свободное предпринимательство, приватизацию, гарантии неприкосновенности частной собственности, налоги, стимулирующие  производство, конкурентный рынок.

Основная цель социал-демократической  партии (Народная грамада) – построение демократического общества на основе многоукладной экономики, национальное и духовное возрождение Беларуси.

К числу партий социально-экономического направления относит себя также  и Партия народного согласия.

Следует отметить, что при  всём многообразии спектра политических сил Беларуси, полярности идейно-политических позиций отдельных из них в  программах всех политических партий можно выделить некоторые общие  положения. В их числе: построение демократического, социального, правового государства  и создание гражданского общества; национальное возрождение; развитие национальной культуры; реформирование экономики  на основе рыночных отношений, развитие различных форм собственности; обеспечение  прав и свобод человека и др.[13, с.266-268]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Государство  и церковь. Светские и теократические  государства.

Наличие взаимосвязи между  религией и политикой очевидно. Церковь  как организация характеризуется  всеми основными атрибутами, присущими  социальному институту. Её элементами  являются общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая  и внекультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих). В церкви действует определённая система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, каноническое право и др.) По мере развития церкви усиливались и её политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политический характер , так как она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересовано всё общество. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. Анализируя нынешнюю деятельность церкви, её можно рассматривать как один из влиятельных компонентов политической системы общества.   [15, с.174-175]

Характер взаимоотношений  государства и церкви существенно  различается от эпохи к эпохе  и от страны к стране. Истории  известны примеры, когда государство  сначала жестоко преследовало последователей определённых религиозных верований, а затем эта религия признавалась в качестве государственной (например, христианство в Римской империи) .В Европе до конца 18 века церковь повсеместно являлась доминирующим компонентом политической системы. Затем процессы секуляризации  (от лат. saekularis- мирской, светский), которые особенно усилились в период становления и развития буржуазно-капиталистических отношений, привели к постепенному освобождению различных сфер общественной жизни, в том числе государства и политики, от влияния религии и церкви. Своё наиболее последовательное выражение этот процесс получил в формальном, юридически-правовом отделении церкви от государства. Однако этот процесс не получил повсеместного характера.

В настоящее время взаимоотношения  государства и церкви реализуются  по различным моделям. С некоторой  степенью условности можно назвать  такие модели:

- религиозное (теократическое) государство;

- светское государство;

- официальная церковь;

- модель признаваемых  общин.

Религиозное, или теократическое, государство признаёт определённую конфессию в качестве государственной религии и Священное Писание как источник государственного законодательства. При такой модели взаимоотношений церкви и государства отождествляются религиозные и политические институты, религиозными нормами регламентируется личная жизнь граждан. В чистом виде эта модель встречается редко, но к ней тяготеет ряд стран исламского мира.

Светское государство  реализует идею отделения религии  от государства, что находит своё выражение институциональном размежевании государства и церкви.

Для модели официальной церкви характерно официальное предпочтение одной конфессии , организационной структуре которой (церкви) отводится особое место в политической жизни страны.

Модель признаваемых общин  основывается на официальном признании  всех основных конфессий, но при этом не одна из них не получает статуса государственной или предпочтительной.

Следует отметить, что практически  каждое государство запрещает так  называемые деструктивные религиозные  секты, деятельность которых может  наносить существенный вред здоровью их участников. Кроме того, в современном  мире одновременно происходят процессы и секуляризации общественной жизни, и политизации религии, и религизации политики. Взаимоотношения государства и церкви подвержены также противоречивым тенденциям в зависимости от изменений состояния социально-политической ситуации  в той или иной стране.[15, с.176-177]

В соответствии со статьёй 16 Конституцией Республики Беларусь,    «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая  направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя  и гражданского согласия либо сопряжена  с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит  вред их здоровью и нравственности.»

Также статья 31 основного закона гласит : « Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.» [16]

Хотя в Конституции Республики Беларусь отсутствует прямое утверждение об отделении церкви от государства, принцип светскости вытекает из ряда статей Закона «О свободе совести и религиозных организациях».

 

В официальных документах отношение гражданина к религии не указывается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин (ч. 2 ст. 7).

Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей (ч. 3 ст. 7).

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь (ч. 2 ст. 8).

Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки (ч. 4 ст. 8).

В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан (ч. 5 ст. 8).

Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий (ч. 6 ст. 8).

Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ч. 1 ст. 9). [17]

 

 

5.Государство  и другие общественные объединения.

В демократических сложноструктурированных обществах важное место в политической системе занимают общественные движения и объединения граждан. Они создаются на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности.

Общественное объединение  – это добровольное формирование граждан, которое они создали  на основе общности интересов для  совместной защиты гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Общественная организация возникает в тех  случаях, когда несколько человек  ставят перед собой определённые цели и задачи и объединяют свои усилия для их достижения. для решения специфических задач общественные объединения могут создать временные союзы и движения. [13, с.270]

Взаимоотношения государства  и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности  государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

Право на объединение относится  к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплено: "Каждый человек  имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в  какую-либо ассоциацию" (ст. 20). Аналогичное  право закреплено в ст. 11 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: "Каждый человек имеет  право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковы для зашиты своих интересов" (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

а) предусмотрены законом;

б) необходимы в демократическом обществе;

в) могут быть ограничены: интересами государственной или  общественной безопасности, предотвращением  беспорядков и преступлений, охраной  здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

[1, с.95]

От общественных объединений  общественные движения отличаются тем, что они:

  • как правило, не имеют строгого структурного и организационного оформления;
  • могут объединять организации и людей с разными идейно-политическими взглядами;
  • создаются на определённый период для решения конкретных задач, после чего общественные движения либо распадаются, либо перерастают в общественные организации или политические партии. В отличие от политических партий общественные объединения не ставят перед собой цели завоевания государственной власти, но стремятся оказывать определённое влияние на её деятельность.

Процесс формирования общественных объединений включает ряд стадий. На первой стадии создаются предпосылки  объединения или движения. Они  возникают как сознательно, так  и стихийно, или «сверху» ( путём пропагандистского воздействия группы лиц на определённые социальные группы) либо «снизу» ( на волне недовольства людей существующим положением вещей).

Вторая – артикуляция  интересов и потребностей активистов общественного движения, выдвижение конкретных идей и программ, их пропаганда, агитация среди населения с целью  привлечения максимального числа  участников и сторонников.

Третья стадия – развёрнутая  деятельность общественного объединения, претворение в жизнь намеченных планов, укрепление позиций в обществе. В уставе общественных объединений  могут предусматриваться и другие положения, которые относятся к  процедуре их создания и содержанию деятельности.

Государство обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов  общественных объединений. Вмешательство  государственных органов и служебных  лиц в деятельность общественных объединений не допускается. Общественные объединения также не вмешиваются  в деятельность государственных  органов и служебных лиц, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  государства. Государство может  оказывать в установленном законодательством  порядке помощь общественным объединениям в осуществлении их уставной деятельности. [13, с.271]

Белякович Н.Н. выделяет следующие функции общественных объединений: - артикулируют и защищают интересы определённых социальных групп;

- способствуют решению  конкретных социально-экономических  и культурных проблем, стоящих  перед обществом;

Информация о работе Государство в политической системе общества