Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:37, реферат
Среди общественных объединений самым массовым и влиятельным как в международном, так и в национальном масштабе являются профессиональные союзы. Этот общественный институт порождён объективным противоречием между работодателями и наёмными работниками с их различными, а иногда и противоположными интересами. Профессиональные союзы имеются почти во всех странах мира, строятся по отраслевому принципу и объединяет в своих рядах более половины занятого населения. В центре внимания профсоюзов находятся основные потребности и интересы наёмных работников предприятий, учреждений и организаций с различными формами собственности.
1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светские и теократические государства.
5.Государство и другие общественные объединения.
Список использованной литературы
субъектов политики – политических партий, движений, групп давления и т.п.;
− регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к
участию в общественных и государственных делах;
− может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять
меры принуждения за соответствующие правонарушения. [7, с.54]
Морозова Л.А. также считает,
что государство занимает важное
место в политической системе. Вокруг
государственной власти складываются
политические отношения и связи.
Овладение государственной
Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:
1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;
2) выражает общие интересы
общества, является официальным
представителем общества в
3) определяет основные
направления развития и
4) вправе принимать властные
решения, которые
5) обладает государственным
суверенитетом, т.е.
6) является носителем
политической власти и
7) располагает специальным
аппаратом управления и
8) располагает широким
арсеналом средств воздействия
на граждан, юридических лиц
и др. в целях подчинения их
своим предписаниям. Это и меры
убеждения, и принуждения, и
договорные формы, и
А.В. Вишневский поясняет, что
в юридической литературе подчёркивается
особое место государства в
Во-первых, выделившись из общества, государство становится властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Следовательно, государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством независимо от классовой, возрастной, проффесиональной и прочей принадлежности. С деятельностью современного государства связаны реальные возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.
Во-вторых, государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В его собственности могут находится основные природные богатства, целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Оно имеет право на сбор денежных средств с населения и организаций (налоги, займы и т.д.)
В-третьих, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа как внутри страны, так и на международной арене. Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенное, т.е. верховная и независимая от кого-либо власть.
В-четвёртых, деятельности негосударственных социальных институтов как субъектов политической системы общества находится под охраной государства. Защита их прав и интересов возложена на суд, прокуратуру и другие государственные органы. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением негосударственными социальными институтами требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.
В-пятых, только государство может осуществлять конституционный контроль за соответствием конституции законов, декретов, указов и других нормативно-правовых актов. В случае, если конституционные свободы или права граждан будут нарушены, оно может решить вопрос по существу через систему компетентных органов.
В-шестых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определения национальной политики. Если государство перестаёт служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности. Однако история свидетельствует и о том, что, занимая особое место в политической системе общества, государство может поглотить не только эту систему, но и всё общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарными режимами. Поэтому чрезмерное усиление вмешательства государства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы, беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства. [8, с.109-110]
3.Государство и политические партии.
Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без них невозможно функционирование никакой политической системы ввиду отсутствия второго, важнейшего после государства, элемента. В современном мире в условиях любой демократии, даже самой формальной, без политических партий не может функционировать и государство. Существует два вида государств без партий:
а) государства без развитых политических традиций и политических структур, население которых не нуждается в организациях, выражающих политические стремления граждан. Такие государства именуются чаще всего предбуржуазными автократиями (Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Баутан и т. д.);
б) государства с тоталитарными
режимами, которые чаще всего после
военных переворотов
Политические партии в современном понимании этого слова сложились в ходе становления и развития индустриального рыночного общества, которое пришло на смену феодальному и которое мы привыкли именовать буржуазным. Однако, прообразы политических партий были уже в Древней Греции и Древнем Риме.
Что же считать политической
партией, каковы её признаки и отличительные
черты? Существуют два концептуально-
Согласно первому из них, присущему западным учёным, партии определяются как организации, добивающиеся продвижения своих лидеров на государственные посты. Главным признаком партии они называют участие в избирательной борьбе. Такой подход предполагает, что партии – это группы сторонников тех или иных политических деятелей. Характерен для американских государствоведов и политологов.
Второй подход был сугубо советским и социалистическим. Здесь во главу угла ставился классовый интерес как главный признак, характеризующий сущность политических партий. Кроме того, в советской литературе выделялся отдельный подход к коммунистическим и рабочим партиям как к партиям нового типа. Нужно сказать, что в советские времена влияние ленинского определения партий нового типа оказывало значительное влияние при определении и буржуазных, и рабочих коммунистических партий. Отступать от определений «ленинского образца» не полагалось. К примеру, давалось такое определение:
«Партия – это наиболее активная, сознательная и организованная часть общественного класса, которая выражает и защищает интересы данного класса». Такое определение, с сегодняшней точки зрения, излишне идеологизировано , слишком общее и, самое главное, не отражает специфики зарубежных партий.
Все определения политических партий последних лет исходят из этимологии слова «партия», восходящей к латинскому слову «pars», что означает часть. Партия – это организованная (или не имеющая строгой организации) группа людей, объединённых задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определённого класса, социальной, этнической группы, религиозной общины или иной человеческой общности. [10, с.12]
И.В. Гривогуз определяет политическую партию как устойчивую общественную организацию, стремящуюся использовать государственную власть для решения политических проблем в соответствии со своими идеями и концепциями. [11, c.161]
В соответствии со статьёй 1
Закона Республики Беларусь от 5 октября
1994 г. «О политических партиях» политической
партией является независимое, образованное
на основе индивидуального добровольного
членства объединение граждан, действующих
в рамках Конституции и законов
Республики Беларусь, содействующее
выявлению и выражению
Любая партия выступает на политической арене с определёнными политическими действиями, целями, стремлениями, укладывающимися в рамки цивилизованного поведения, исключая, к примеру, политический терроризм. Можно определить формальный момент образования партии, например, с момента юридической регистрации в качестве такой в специальном государственном органе (Министерстве юстиции или каком-то ином аналогичном государственном учреждении). Хотя во многих зарубежных странах такая регистрация не является обязательной.
Фактически партия возникает
с того момента, когда группа людей,
поставивших своей задачей
Государство является тем
самым социальным институтом, где
партийные интересы могут выступать
в качестве общественных, обеспечиваться
властной поддержкой, сопровождаться
механизмом их реализации. Именно поэтому
государство выступает
Функций, которые выполняют партии, много, и они имеют конкретный исторический характер. Функции партий, их численность и содержание зависит от типов политических режимов, уровня социально-экономического, политического и культурного развития той или иной страны. При тоталитарных политических режимах выполняют две основные функции: осуществляют руководящую и направляющую роль в обществе и формируют народное единомыслие.
В обществах, функционирующих на основе демократических принципов, политические партии имеют больше функций. Важнейшие из них:
В конституциях многих государств
(Франция, ФРГ, Италия) установлено, что
политические партии содействуют формированию
политической воли народа, способствуют
реализации гражданами своего избирательного
права. С этой целью они участвуют
в организации избирательных
кампаний, встречаются с избирателями,
проводят дискуссии по важнейшим
проблемам общественного
Согласно ст.21Закона Республики
Беларусь «О политических партиях» они
имеют право «свободно
26 января 1999г. был принят
Декрет Президента Республики
Беларусь №2 « О некоторых
мерах по упорядочению
Динамика политических партий в Республике Беларусь имеет волнообразный характер. Так, в 1991 г. в нашей стране действовало 15 политических партий, в 1995 – 34, в 1998 г.- уже 46 партий. На начало 2010 года в Беларуси насчитывалось 15 политических партий. [13, с.265]
Белорусские партии отличаются между собой отношением к общественно-политическому устройству общества, собственности, положению личности в обществе, объёму и содержанию её прав и свобод. По отношению к государственной власти политические партии можно разделить на партии, поддерживающие власть, и оппозиционные.
Информация о работе Государство в политической системе общества