Государство и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Формирование налогового механизма регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с налоговыми отношениям. На современном этапе реформирования налогово-финансовые отношения требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий государственного регулирования процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.

Содержание

Введение
1.понятие налогов и налоговой системы…………………………………….6
1.1Понятие налога и история развития……………………………….6
1.2.Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)……………………………………………………10
2.виды налогов и их характеристика………………………………………..11
2.1Виды налогов…………………………………………………………14
3.формы и методы правового регулирования налогов в современной России…………………………………………………………………………...16
3.1 Правовое регулирование налоговой системы РФ……………...16
3.2 Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права…………………………..20
3.3 Цели и формы государственного регулирования……………….22
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы…………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

17.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Классификацию налогов  можно проводить по разным признакам, Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

1.2.Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)

Налоговая система представляет собой форму организации порядка  налогообложения.

 Следует отметить, что под налоговой системой  в Российской Федерации понимается  не хаотический набор разных  налогов, а строго регламентированная  совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).

 В РФ устанавливаются  следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

 Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом.

 Налоговым кодексом  устанавливаются специальные налоговые  режимы, которые могут предусматривать  федеральные налоги, не указанные  в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

 Специальные налоговые  режимы могут предусматривать  освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных,  региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.

 

2.виды налогов и их характеристика

 

Статья 12. Виды налогов  и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов4 (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ)

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

2. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

 

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации законами о  налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим  кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

3. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и  налог на имущество физических лиц  устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт  Петербурге устанавливаются настоящим  Кодексом и законами указанных субъектов  Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований, (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством  о налогах и сборах в порядке  и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

 Федеральные, региональные  и местные налоги и сборы  отменяются настоящим Кодексом.

Не могут устанавливаться  федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Настоящим Кодексом устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, 'указанных в статьях 13-15 настоящего Кодекса.

 

2.1Виды налогов

 

К федеральным  налогам и сборам относятся;

налог на добавленную  стоимость;

акцизы;

налог на доходы физических лиц;

утратил силу. - Федеральный  закон о: 24.07.2009 N9213-ФЗ;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

утратил силу. - Федеральный  закон от 01.07.2005 N9 78-ФЗ;

водный налог;

сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов; .

государственная пошлина5.

К региональным налогам относятся;

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог6.

К местным  налогам относятся;

земельный налог;

налог на имущество физических лиц7.

Информация и копии  законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство Финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.8 (В ред. Федеральных законов от 29.07.2004 №95-ФЗ, от 27.07.2006 N137-ФЗ)

 Общие условия  установления налогов и сборов 

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно; (В ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

 В необходимых случаях  при установлении налога в  акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. (В ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

. При установлении  сборов определяются их плательщики  и элементы обложения применительно  к конкретным сборам9. (В ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

 

3.формы и методы правового  регулирования налогов в современной  России

3.1 Правовое регулирование налоговой системы РФ

 

Сегодня, по сути, у нас сложилась  едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо,  можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ.  Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Первая группа проблем - это совершенствование понятийного  аппарата. Известно, насколько некорректны  определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит  правилам  элементарной логики. Определение понятия «плательщик налога» неполно. А определение объекта налогообложения дано путем перечисления  возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.

Определить понятия  «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство  определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых  организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового  права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями  Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует  отдавать себе отчет в том, что  необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам  существует. Она объективно обусловлена  тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный  характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой  другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

Информация о работе Государство и налоговая система