Государство и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Формирование налогового механизма регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с налоговыми отношениям. На современном этапе реформирования налогово-финансовые отношения требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий государственного регулирования процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.

Содержание

Введение
1.понятие налогов и налоговой системы…………………………………….6
1.1Понятие налога и история развития……………………………….6
1.2.Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)……………………………………………………10
2.виды налогов и их характеристика………………………………………..11
2.1Виды налогов…………………………………………………………14
3.формы и методы правового регулирования налогов в современной России…………………………………………………………………………...16
3.1 Правовое регулирование налоговой системы РФ……………...16
3.2 Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права…………………………..20
3.3 Цели и формы государственного регулирования……………….22
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы…………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

17.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Третья группа проблем, которые необходимо разрешить, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении  чревато  откровенным произволом. Наблюдается  явная  несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям10.

Необходимо, чтобы права  и обязанности обеих сторон налоговых  правоотношений  были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на  правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех  налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает  налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных  и слабо разработанных считается  система ответственности налогоплательщика  за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от  субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма  подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками специально для граждан развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных пунктов, специалисты центрального аппарата Госналогслужбы России и на местах выступают по телевидению, радио и в печати.

 Оперативная информация  налоговых органов свидетельствует,  что значительное число физических  лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения  своих доходов или скрывает их истинные размеры.

 По экспертным оценкам,  имеют самостоятельные источники  дохода и являются потенциальными  плательщиками подоходного налога  около 6 млн. человек. Таким  образом, вне контроля находится  значительная часть граждан. В  основном это так называемые «челноки» - как российские, так и иностранные граждане.

Совершенно не урегулирован на  законодательном  уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д.

Конечно это лишь небольшой  круг проблем, касающихся правовой  базы налогообложения в России, будоражащих  нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

 

3.2 Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права

 

Для урегулирования отношений, возникающих в связи с уплатой  плательщиками налогов и в  связи с проведением контроля уплаты налогов, налоговое право, как  и другие отрасли права, использует определенные правовые приемы, которые в своей совокупности образуют метод регулирования общественных отношений, или метод права. Каков же метод правового регулирования налогового права?

Будучи одним из атрибутов  суверенитета государства, налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, то есть налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Само по себе формирование налоговых отношений зависит от воли только государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Как особый субъект отношений, обладающий огромными полномочиями по регулированию налоговых отношений в обществе, государство по своему усмотрению формирует правила поведения субъектов налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

Таким образом, содержание и характер налоговых отношений  зависят только от одного субъекта – государства. Налицо явное неравноправие  субъектов налоговых отношений и полная подчиненность одного субъекта другому – вышестоящий субъект полностью определяет поведение нижестоящего субъекта. Эти признаки налоговых отношений позволяют утверждать, что методом регулирования налогового права является административно-правовой метод. Подобный вывод можно сделать и анализируя ст. 2 НК РФ, определяющую налоговые отношения как «властные» отношения.

Вместе с тем господство в налоговом праве административно-правового  метода вовсе не исключает возможности  существования иных способов регулирования налоговых отношений. В ряде случаев налогово-правовому регулированию свойственны и иные методы, например гражданско-правовые методы регулирования, в частности, метод «дозволения». Это происходит тогда, когда государство разрешает другому участнику налоговых отношений поступить в соответствии со своей собственной волей, выбрать, то или иное поведение по своему усмотрению. Фактические разрешительные формы управляющего воздействия обладают всеми чертами юридического «дозволения» на совершение определенных действий. Однако и в этом случае государство строго контролирует поведение управляемого участника отношений путем установления исчерпывающего перечня видов возможного поведения в данной ситуации11.

Отнесение налогового права к определенной отрасли права означает включение его в особый режим функционирования, определяемый спецификой данной отрасли. Чтобы определить место налогового права в системе российского права, следует рассмотреть его признаки и особенности правового регулирования.

Предметом налогового права  являются отношения, возникающие в  процессе аккумуляции публичным  субъектом своих финансовых ресурсов, а также отношения, возникающие  в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности  за налоговые правонарушения. Вместе с тем система общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения, относится к предмету финансового права. В этой связи можно предположить, что налоговые отношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, а налоговое право является одним из институтов финансового права.

Выполняя функции мобилизации  финансовых ресурсов публичных субъектов, налоговое право является подотраслью  финансового права

 

3.3 Цели и  формы государственного регулирования.

 

 Как заметили французские  предприниматели  прибывшие в Москву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной экономики ее неуправляемость, - нонсенс, миф.Где анархия, там не место экономическому партнерству». По мнению западных специалистов, один из главных этапов, через который обязательно должна пройти российская экономики, - возврат к управляемости. «Самой большой опасностью для Советского Союза, - предупреждал президент Европейского банка реконструкции и развития Ж. Аттали, - было бы допустить воцарение «экономики черного рынка», которым заправляла бы мафия, состоящая из бывшей номенклатуры, - некое подобие капитализма-бандитизма. Если такое произойдет, ведущим западным фирмам не надо вести дела с этой страной, ибо это было бы слишком рискованно. По убеждению западных специалистов, в стратегии развития страны ставку следует делать не на малые, а на крупные предприятия, которые оказывают влияние на формирование конъюнктуры мировых рынков. Только самым крупным предприятиям (фирмам) удается подолгу удерживаться на этих рынках, а десятки тысяч мелких фирм разоряются.

 Важнейшая экономическая  задача государственных органов -обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи – создание крупных инновационно-технологических центров и нновационно-промышленных комплексов. По мнению российских специалистов, только на базе крупных объединений можно решать стратегические задачи как отдельных предприятий, входящих в объединение, так и реализовать государственную научно-техническую стратегию, а малый и средний бизнес не способен решать технологических задач страны.

 Создание бюджетов  развития в рамках крупных объединений, отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна

из целевых программ российского правительства. Информационные  технологии, которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз  превосходили  оборот мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), — одно из главных направлений современной стратегии развития жития.

 Государственное регулирование  экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на  развитии  реального  сектора  экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько  ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать тезадачи, которые  неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет осбалансированности производства и  внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектны  работы посильны только для государства.

 Государство должно установить порядок, при котором  предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов  рынка сочеталась бы с интересами общества.

Таким образом, государство  превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное  и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные  субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.

 В активном участии государственных органов в управлении экономикой нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители – предприятия. По их мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные (по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым предприятия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Власти  должны оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. Когда нет нужных законов или они разрабатываются слишком долго, а государственные органы бездействуют, то «такое государство с его законодательной и исполнительной властью нам мешает в работе, а не помогает», — говорят  директора предприятий и предприниматели12.

 Таким образом, для каждой фирмы-производителя в настоящее время вопрос стоит не в плоскости, нужно ли государственное регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов  необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их  в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка:

 а) социально ориентированного бизнеса;

 б) отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями;

 в) глобализации  российского бизнеса и выхода  его на зарубежные рынки;

Информация о работе Государство и налоговая система