Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы предполагает постановку следующих задач:
Раскрыть сущность и структуру гражданского общества.
Охарактеризовать правовое государство.
Выявить взаимосвязь гражданского общества и правового государства.
Введение
1. Гражданское общество как основа государства
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Этапы развития государства и права в гражданском обществе
2 Роль гражданского общества в формирования правового государства
2.1. Понятие и признаки правового государства
2.2. Условия формирования правового государства
3 Соотношение правового государства и гражданского общества.
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Одной из главных целей большинства современных стран мира является построение гражданского общества и правового государства, так как последнее является идеальным вариантом существования государства как такового, а гражданское общество – наиболее высокой ступенью социального развития, которая, в свою очередь, является неотъемлемым условием формирования правового государства. Но мало кто из «простых смертных» может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея звучит привлекательно, но малопонятно для большинства. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании.
Цель курсовой работы: раскрытие и выяснение роли гражданского общества в формировании правового государства.
Цель исследования курсовой работы предполагает постановку следующих задач:
Теоретической основой исследования в работе являются труды авторов М.Н. Марченко, А.В. Малько, А.Л. Питерской, В.И. Матузова, В.С. Нерсесянц, рассматриваются взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Гегеля и других ученых.
Эмпирической базой исследования выступают Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и другие нормативно-правовые акты.
Термин «гражданское общество» возник довольно давно: еще в период античности Аристотель указывал, что «государство – есть совокупность граждан». Огромное влияние на формирование идей гражданского общества и правового государства оказала теория общественного договора. Представителями этого направления были Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Продолжили развивать идею о гражданском обществе немецкие философы. Гегель, в частности, гражданское общество оценивал как «опосредованную трудом систему потребности в формальном равенстве людей». В понимании Гегеля гражданское общество – это, прежде всего, частная собственность, религия, семья, законы, мораль, а также вытекающие из них отношения между членами общества.
В современной юридической литературе понятие «гражданское общество» употребляется в следующих значениях:
1. Гражданское
общество (в широком смысле) –
это автономная и
2. Гражданское общество (в узком смысле) – это цивилизованное (культурное) состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, общества и государства.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. Некоторые авторы выделяют всего три основных принципа, способствующих формированию и характеризующих гражданское общество:
1. Экономическая
свобода, многообразие форм
2. Социальная
направленность политики
3. Демократический
режим. При таком режиме
Другие авторы дополняют и конкретизируют эти принципы и идеи, расширяя их перечень:
1) экономическая
свобода, многообразие форм
2) безусловное
признание и защита
3) легитимность
и демократический характер
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический
и идеологический плюрализм,
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство
государства в частную жизнь
граждан, их взаимные
9) классовый
мир, партнерство и
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.2
Но от количества
называемых принципов, суть гражданского
общества не меняется. Гражданское
общество - не государственно-политическая,
а главным образом
Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы.
Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу3.
Система гражданского общества отличается развитой структурой, в которую входят следующие элементы:
Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни, и вместе с тем, фундаментальные ценности гражданского общества.
Государство гражданскому обществу необходимо, вопрос только в том - какое, с какими функциями. Оно нужно, прежде всего, для создания организационно-правовых основ жизни.
Суммируя все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.
«Внегосударственные» и «внеполитические» в данном случае следует понимать не в смысле их некой абсолютной «стерильности», «рафинированности», исключающей всякие посторонние «примеси», а как относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства, волюнтаристского диктата, конъюнктурных лозунгов политики. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.
В то же время гражданское общество и правовое государство – это не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.
Становление гражданского общества в России – магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет, в конечном счете, к достижению указанной цели.
Как отмечено, создание представительного государства и равного для всех права шло в ходе развития, основанного на частной собственности, правовом равенстве, на свободе предпринимательства и торговли общества и сопровождалось бурными социально-экономическими процессами. В период становления капитализма массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой буржуазии происходили в обществе, не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться с промышленниками за сносные условия труда и заработной платы. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо подавлялись вооруженной силой.
Господствующей политической идеологией
буржуазии того периода был либерализм,
требование невмешательства государства
в частноправовые отношения, осуществление
правовым государством только лишь охранительных
функций. В государственной регламентации
общественных отношений либеральные теории
усматривали посягательства на индивидуальные
права и свободы, подобные политике феодального
абсолютизма либо практике якобинской
диктатуры. В осуществлении позитивных
функций государства виделось препятствие
свободному предпринимательству и конкуренции,
а также посягательства на права собственников-
В конкретных исторических условиях XVIII-XIX вв. идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по существу означали требование нейтральности государства в неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государство в период формирования гражданского общества практически выступало как чисто карательная сила, для вторых - как страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Этим обусловлена развернувшаяся уже в XIX в. социалистическая и демократическая критика ограниченного цензового представительства и идей правового государства («государство - ночной сторож»), требование «социального государства», осуществляющего не только охрану правопорядка, но и проводящего социальную политику в интересах неимущих и общества в целом (законодательное регулирование продолжительности рабочего дня, ограничение и запрет детского и женского труда, социальное обеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее образование за счет государства, бесплатное здравоохранение и др.).5
Информация о работе Гражданское общество как основа государства