Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы предполагает постановку следующих задач:
Раскрыть сущность и структуру гражданского общества.
Охарактеризовать правовое государство.
Выявить взаимосвязь гражданского общества и правового государства.
Введение
1. Гражданское общество как основа государства
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Этапы развития государства и права в гражданском обществе
2 Роль гражданского общества в формирования правового государства
2.1. Понятие и признаки правового государства
2.2. Условия формирования правового государства
3 Соотношение правового государства и гражданского общества.
Заключение
Список использованных источников
Условия и предпосылки формирования правового государства, прежде всего, ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.
Принципиально важными предпосылками создания правового государства являются: выработка у широких слоев населения потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.
Важными условиями и предпосылками формирования правового государства является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много не совпадающих, а порою и противоречащих друг другу представлений о понятии гражданского общества и характере его соотношения с государством. Нередко, например, гражданское общество понимается как система противостоящих государству и «конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и общественными интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и неправовыми правилами и обычаями. Среди составных частей гражданского общества выделяются, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов, и др. Все они имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства. Согласно авторским воззрениям «царство гражданского общества» исключает какие бы то ни было политические связи и отношения, а также «институты государства».
Иными словами, гражданское общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и слоев, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства, с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона11.
Гражданское общество, таким образом, рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.
В паре взаимосвязанных
феноменов «общество –
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовое государство — многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.13
Правовому государству присущи следующие признаки:
1. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
- рассмотрение всех
вопросов общественной и
- соединение общечеловеческих
нравственно-правовых
- необходимость идеологически-
- наличие в государстве
необходимых для выражения и
действия права форм и процедур
(конституции и законов,
2. Принцип правовой
защищенности человека и
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки: 14
- равенство сторон
и взаимная ответственность
- особые тип
правового регулирования и
- стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
Нормальные правовые
отношения предполагают
Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
3. Принцип единства права и закона.
В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
4. Принцип правового
разграничения деятельности
Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.16
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
Подводя итог вышесказанному, можно определить гражданское общество и правовое государство следующим образом:
Гражданское общество – совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономию, «застрахованную» от произвольного вмешательства государства.
Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально действует принцип разделения властей, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.
Исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, гражданское общество и правовое государство не являются обособленными понятиями, им присущи общие явления и признаки, такие, например, как гуманизм, демократические начала, законность и правопорядок и другие.
Во-вторых, нельзя
не отметить тесную взаимосвязь гражданского
общества и правового государства
в реальной действительности, что
означает как невозможность
В-третьих, можно рассматривать гражданское общество как признак, элемент правового государства, обеспечивающий его формирование и полноценное функционирование.
В-четвертых, хотя некоторые авторы и выделяют отдельным признаком гражданского общества, правовое государство, думается, правильнее назвать правовое государство основным гарантом и условием полноценного функционирования гражданского общества.
И, наконец, в-пятых, следует отметить, что в чистом виде ни гражданского общества, ни правового государства не существует, это всего лишь идеальный вариант, к созданию которого стремится большинство современных развитых стран, хотя во многих из них сейчас сложились такие типы государств, которые во многом отвечают идеям правового государства.
Рассуждая над темой курсовой работы, был сделан вывод о том, что ни государство, ни гражданское общество не могут существовать друг без друга. В основе любого государства лежит гражданское общество, так как власть, какой бы сильной она не была, все же не способна ликвидировать частные индивидуальные интересы граждан. Именно поэтому нельзя свести на нет гражданское общество не устраняя одновременно и государство. Отсюда можно сделать вывод что государство и гражданское общество появились одновременно.
Интересы государства и гражданского общества можно назвать противоположными (государство служит общему благу, а гражданское общество направлено на достижение собственных интересов) и соответственно возникает множество конфликтных ситуаций. Если деятельность государства, направленная на поддержание порядка в обществе заходит слишком далеко, то такое государство можно назвать деспотичным; если же в этой борьбе преимущество остается за гражданским обществом, то появляется анархия. Примером здесь может служить перестройка и реформы, которые привели к падению Советского Союза. Рухнули государственные структуры, что привело к увеличению степени свободы народов России, и как следствие расцвет преступности и падение нравственности. Именно поэтому в современной России увеличивается потребность в сильной власти, способной навести порядок в стране. А власть в это время занята созданием развитого и активного гражданского общества. Таким образом опять возникает противоречие: государство содействует развитию гражданского общества, путем создания различного рода институтов гражданского общества, которые ослабляют его власть и направлены против самого государства.
Информация о работе Гражданское общество как основа государства