Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа
В работе решаются задачи:
-Выявляется проблема определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.
-Исследуются виды источников конституционного права РФ.
-Рассматривается предмет конституционного права, как система принципов, определяющих строение и функционирование системы права в целом.
-Обосновывается роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
Введение…………………………………………………………………………..1
1.Понятие и виды источников Российского конституционного права……………………………………………………………………………....3
2.Краткий обзор источников конституционного права России……………...8
3.Договора и соглашения в российском конституционном праве (конституционное договорное право) ……..………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………..20
1)по юридической силе;
2)по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
3)по порядку принятия;
4)по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
Следующий источник конституционного
права образуют три договора о
разграничении предметов
Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти
9
Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.
Большей частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
К числу остальных
источников конституционного права
Российской Федерации относятся
Регламенты палат Федерального Собрания,
положения о различных
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:
-Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.
-Декларация о языках народов России от 25 октября 1991г.
-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г.
Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.
К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их
10
законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречить им.
Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы конституционного права России объясняет такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.
Международно-правовые нормы
11
Среди источников конституционного права РФ выделяют отдельно внутригосударственные договоры и соглашения – договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между различными субъектами РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по разграничению предметов ведения и полномочий. Следует, однако, отметить, что роль таких договоров существенно снизилась в настоящее время.
Вопрос о выделении в качестве самостоятельных источников конституционного права решений Конституционного Суда РФ, их конституционных (уставных) судов субъектов РФ является дискуссионным. С одной стороны, все чаще признаются в качестве источника конституционного права решения Конституционного Суда по вопросам толкования норм Конституции, о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ, поскольку, очевидно, что зачастую такие решения не просто уточняют существующие нормы конституционного права, но и создают новые общеобязательные правила поведения. С другой стороны, существует и противоположная точка зрения, согласно которой не Конституционный Суд РФ, а законодатель корректирует закон с учетом уточненного путем толкования содержания конституционной нормы (правила надлежащего понимания).
12
3. Договоры и соглашения в российском конституционном праве (конституционное договорное право).
Термин «договор» в конституционно-правовой науке России применяется для определения федеративных отношений и употребляется в двух значениях. В соответствии с одним из них (в широком смысле) договор есть гипотетическое согласие этносов или населения, территориальных единиц, органов власти федерации и ее субъектов жить в составе федерации. Именно согласие сторон выступает признаком консолидации их воли, направленной на достижение общей цели - создание федеративного государства. Второе значение термина «договор» в теории федерализма являет собой правовой акт, т.е. юридический документ, фиксирующий согласие или волеизъявление субъектов федеративных отношений. В конституционно-правовой теории такие правовые акты чаще всего называются «нормативными договорами», «внутрефедеративными договорами», а также «конституционно-правовыми договорами», последний термин более удачен с точки зрения полного отражения природы и специфики регулируемых отношений.
Как разновидность источников конституционного права конституционно-правовой договор является соглашением (волеизъявлением) двух или нескольких субъектов конституционного права, имеющим общенормативное значение (т.е. значение норм права). Конституционно-правовой договор представляет разновидность публичных нормативных договоров, заключаемых федеральными органами государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ либо органами государственной власти субъектов Федерации между собой.
Российской конституционной практике известны три вида таких договоров: Федеративный договор, внутрифедеральные и международные договоры, соглашения. Федеративный договор - это договор между органами
13
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий, заключенный 31 марта 1992 г. и инкорпорированный в действующую Конституцию РФ (частично), конституции (уставы) субъектов РФ. Федеративный договор является тем источником, с которым действующая Конституция связывает регулирование федеративных отношений. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 11) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется на основе норм Основного Закона РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Внутрифедеральные договоры - это двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий - правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Такой договор представляет собой разновидность двусторонних внутригосударственных договоров, заключенных между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам регулирования имущественных отношений и собственности, внешнеэкономической деятельности и межгосударственных связей, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально-трудовых вопросов и вопросов занятости. Он юридически узаконивает признание Федерацией круга вопросов, по которым она не вправе осуществлять правовое регулирование в сфере совместного ведения без участия заинтересованного субъекта РФ, а также закрепляет круг полномочий субъекта Федерации. Договор может быть заключен в следующих случаях:
14
а) при прямом указании в федеральном законе о предмете совместного ведения на допустимость его заключения;
б) если отсутствует федеральный закон о предмете совместного ведения - при условии, что в случае принятия федерального закона договор будет приведен в соответствие с ним. Кроме того, договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических и иных особенностей субъекта РФ.
Предметами договора могут быть:
а) конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами;
б) условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий;
в) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора, а также иные вопросы, связанные с реализацией договора;
г) иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.
Договором может устанавливаться
ответственность сторон за неисполнение
или ненадлежащее исполнение положений
договора. В частности, могут предусматриваться
одностороннее расторжение
15
рассмотрения проекта
договора в Совете Федерации имеют
рекомендательный характер и учитываются
при решении вопроса о
Международный договор - это ратифицированный Государственной Думой договор, содержащий нормы конституционного права. Международный договор РФ - это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Детальный порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ с целью надлежащего обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов внешней политики России, закрепленных в Конституции РФ, регламентируется Федеральным законом от 16 июня 1995 г. «О международных договорах РФ». Закон состоит из 6 разделов, объединенных 41 статьей. В этих разделах определяется юридическая природа договоров (понятия, виды, юридическая сила), порядок их заключения, регистрации и официального опубликования и исполнения, а также процедуры прекращения и приостановления действия. В зависимости от субъектов заключения договоров Закон различает три их разновидности:
16
1) межгосударственные - заключенные
с международными
2) межправительственные - заключенные от имени Правительства РФ;
3) договоры межведомственного характера - заключенные от имени органов исполнительной власти.
Соглашение - это разновидность публичного договора, заключаемого по поводу передачи (делегирования) полномочий. Такие соглашения заключаются между федеральными и региональными органами власти, а также между региональными структурами (к примеру, между правительством республики и ее национальным банком, межрегиональными ассоциациями и др.). Соглашение о передаче полномочий - правовая форма взаимного делегирования (передачи) органами исполнительной власти федерации и её субъектов части их полномочий. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» предусматривает:
1) передачу федеральными
органами исполнительной
2) передачу органами
исполнительной власти
Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. При этом предметами соглашения могут быть:
а) передача осуществления части полномочий;
б) условия и порядок передачи осуществления части полномочий;
в) материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий;
17
г) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения;
д) иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Как в договоре, так и в соглашении определяются сроки его действия, условия и порядок досрочного прекращения действия. Ответственность по соглашению сторон, процедура подготовки соглашения идентичны описанным правилам, применяемым к договорам. Проект соглашения не позднее чем в трехмесячный срок со дня его представления одобряется или отклоняется Правительством РФ. Одобренный проект подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения. Договор, как и соглашение, вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Работу над проектами договоров и соглашений осуществляет Комиссия при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Информация о работе Договора и соглашения как источники конституционного права РФ