Духовно-культурные основы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Духовно-культурный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в специальной литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-культурным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных и культурных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру имеет для российского общества огромное значение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность основ конституционного строя РФ ……………….…. 6
1.1. Становление основ конституционного строя ………………………………
1.2. Система основ конституционного строя РФ ………………………………
2. Содержание духовно-культурных основ конституционного строя РФ …
2.1. Понятие духовности. Духовно-культурные взаимоотношения в обществе ………………………………………………………………………………………
2.2. Принципы духовных основ конституционного строя РФ ………………..
2.3. Значение культурных прав человека и гражданина и их место в основах конституционного строя РФ ……………………………………………..…..
Заключение ……………………………………………………………………..
Библиографический список ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Конституционный строй - это совокупность закрепленных в  конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, то есть то, что определяет само ее существо.

 

 

 

1.2. Система основ конституционного строя

 

Положения главы 1 Конституции  РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в  иерархии конституционных норм. Это  находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции  не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: «Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации»11. Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции12.

Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.

Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России «Основы конституционного строя», которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим (на этих моментах мы остановимся более подробно в дальнейших главах данной работы). Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности, нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено  праву, являясь одновременно и субъектом  права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство  в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такой способ (такую форму) организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Поскольку конституционный строй  Российской Федерации включает систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства. Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой для текущего законодательства. Среди норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства13.

В Конституции содержится специальная  глава (гл. 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя  согласно Конституции относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны  и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией, относятся также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Включение их в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный  принцип существует не сам по себе. Эти принципы конституируют государство  в совокупности и потому должны рассматриваться  только во взаимосвязи. Они могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, находятся во взаимосвязи.

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме  имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени  народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам ее конституционного строя.

Следует еще раз отметить, что в науке сложилось несколько вариантов определения понятия «конституционный строй». Одно из них приводит Кешикова Н.В.: «Конституционный строй определяют или как форму, способ организации государства, или в качестве порядка, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией»14, или, наконец, отождествляют с устройством государства и общества, закрепленным нормами конституционного права15.

В определения конституционного строя входят: 1) закрепление формы  государственной власти в РФ (демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления); 2) определение источника государственной власти (многонациональный народ) и способов осуществления народовластия (непосредственно, в том числе путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления); 3) пределы действия суверенитета РФ (вся территория РФ); 4) принципы федеративного устройства РФ; 5) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 6) система органов, осуществляющих государственную власть в РФ; 7) направление социальной политики РФ; 8) принцип приоритета прав личности, а также меры и принципы политической, идеологической, духовной и экономической свободы в РФ; 9) принцип многообразия форм собственности; 10) закрепление юридической силы Конституции РФ и порядка ее изменения»16.

Ряд авторов говорит о сущности конституционного строя, что может быть важно для определения рассматриваемого нами понятия: «В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя.17

Таким образом, можно утверждать, что в юридической литературе не всегда проводятся чёткие различия между категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ, в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в  ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие  из незыблемости и неотчуждаемости  прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго  всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а  развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством»18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание духовно-культурных основ конституционного          строя РФ

2.1. Понятие духовности. Духовно-культурные взаимоотношения в обществе

 

Духовность – сложное  понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию19. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.

В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как  умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия.  В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности  общества и человека. Именно здесь  рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.

Духовная жизнь общества и человека – сложный феномен. Не случайно русский философ Франк  С. Л. считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность20.

Основу духовной жизни  общества составляет духовная деятельность.

Ее можно рассматривать как  деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных  и социальных явлениях. Результатом  этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и так  далее.

Духовные отношения – это, прежде всего, отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т. д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены в конечном счете существующей системой экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность - именно в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления — науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.

Информация о работе Духовно-культурные основы конституционного строя РФ