Духовно-культурные основы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Духовно-культурный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в специальной литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-культурным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных и культурных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру имеет для российского общества огромное значение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность основ конституционного строя РФ ……………….…. 6
1.1. Становление основ конституционного строя ………………………………
1.2. Система основ конституционного строя РФ ………………………………
2. Содержание духовно-культурных основ конституционного строя РФ …
2.1. Понятие духовности. Духовно-культурные взаимоотношения в обществе ………………………………………………………………………………………
2.2. Принципы духовных основ конституционного строя РФ ………………..
2.3. Значение культурных прав человека и гражданина и их место в основах конституционного строя РФ ……………………………………………..…..
Заключение ……………………………………………………………………..
Библиографический список ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии  и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Отделение религиозных  объединений от государства (это  более четкая формула, чем отделение  церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий»23.

Статья 9 Закона «О свободе  вероисповеданий» называется «Светский характер системы государственного образования». Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Таким образом, светское государство не провозглашает какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает  определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.

Принцип вненационального государства прямо в Конституции  не закрепляется, но прослеживается. Употребляется понятие «многонациональный народ». Но в данном случае этот термин применим для того, чтобы усилить акцент на неделимости власти по национальному признаку. Сегодня каждому человеку дано право самому выбирать национальность, язык общения и обучения.

Раньше паспорт был  единственным источником сведений о  национальности. Ее изменить в течении  жизни нельзя, хотя государство считалось  интернациональным. Сведения о национальности учитывались и влияли на карьеру. Теперь в графе «национальность» можно не писать ничего, указать несколько национальностей, считать себя лицом без национальности. Все это имеет огромное прогрессивное значение для становления человека как свободной личности.

 

 

2.3. Значение  культурных прав человека и  гражданина и их место в  основах конституционного строя  РФ

 

Конституция Российской Федерации гарантировала право  каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность  осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех наций и народностей.

Права человека в области  культурной деятельности приоритетны  по отношению к правам в этой области  государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфесси-ональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Мы имеем конституционные  права:

—  право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;

—  на приобщение к культурным ценностям (то есть на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности);

—  на гуманитарное и художественное образование;

—  на собственность в области культуры (то есть последнее распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);

—  создавать общественные объединения культурно-просветительского профиля (т. е. ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях);

—  на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).

Реализуется данная свобода  в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации. Выделяются отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься подобной деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и  на непрофессиональной (любительской) основе.

Текущее законодательство в области культуры постоянно  совершенствуется.

Культурные права гарантируют  духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.

К ним относятся: право  на образование, право на доступ к  культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни  общества, право на творчество, право  на пользование результатами научного прогресса и их практического  применения и др.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации - ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституционный строй является одним из фундаментальных  понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что в конституционном строе выражена сущность государства и следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между государством и личностью, национально-государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов.

Таким образом, под конституционным строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков. Одним из первых в Конституции отражен принцип разделения законодательной исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что этот принцип закреплен в Конституции и что в ней определены, установлены полномочия высших органов управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.

Однако, основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление  дает стабильность Конституции и конституционному строю.

В любом обществе существуют необычайно многообразные  общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В результате развития общества и без того широкий круг этих отношений продолжает расти, а сами отношения все более усложняются. Эти неумолимо наступающие изменения в структуре и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов власти, трансформация названий субъектов Федерации порождают стремление пересмотреть положения касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан.

Следовательно, думается, необходимо рассмотреть перечень субъектов, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений  Конституции, включив туда граждан РФ. А права и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности государства и личности в отношении друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве является кардинальной  политической и правовой категорией. Именно она составляет основу общества и государства, именно ее активное воздействие на государство определяет всестороннее развитие, характер и правовую природу государства.

На основании  вышеизложенного представляется возможным  сделать следующий вывод. Конституционный строй и его основы имеют принципиально важное значение для существования государства и общества. Закрепление данного положения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня. Разумеется, высказанные в данной работе суждения не претендуют на исключительность, а поднятые вопросы не являются исчерпывающими.

Новая российская Конституция  восприняла структуру, характерную  для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой, как для остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов.

Именно здесь сформулированы исходные связи государственной  власти с человеком, народом (обществом), другими государствами, а также ее внутреннее устройство. Эту целостную систему образуют: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти; суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский характер государства; верховенство конституции; приоритет международного права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование местного самоуправления.

 

Библиографический список

 

1. Нормативные  правовые акты:

1.1.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) / Российская газета, № 7, 21.01.2009 г.

1.2.

1.4.   Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 03.12.2011 г.) //Собрание законодательства РФ, 17.07.1995 г. №29, Ст. 2759.

 

 

2. Учебная литература и монографии:

2.1. Адвокатура в России: Учебник для вузов/Под ред. проф. Демидовой Л.А. - М., 2009. - 476 с.

2.2. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Эксмо, 2005. - 640 с.

2.3

 

3. Статьи:

3.1. Белохортов И.И. Полномочия защитника по собиранию доказательств по уголовному делу // Общество и право. 2011. № 1. С. 33-37.

3.2. Дабижа Т.Г. Процессуальные  гарантии реализации полномочий  адвоката-защитника в уголовном  судопроизводстве // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 125 - 132.

3.3.

 

 

 

1. Баглай М. В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2002.-800 с.  
2. Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие - Самара: изд-во «Самарский университет», 2004.-140 с.  
3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2004.-704 с.  
4. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000.-492 с.  
5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие /Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.-288с.  
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности \"Юриспруденция\". -Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.-587 с.  
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Окуньков Л.А. 2-е изд., перераб. и доп. Конституция России. Гарант-2001. [10.11.2008] Сетевой адрес URL. http://www.constitution.garant.ru /DOC_3301000.htm  
8. Лемберг К.В. О понятии духовности. Размышления о... Выпуск 6  
Перекличка. Философский альманах. М.: МАКС Пресс, 2003 [21.11.2008] Сетевой адрес URL. http://www.ozersk.ru/philosophy/ro6/pblcro6.shtml#dhv  
9. Некрасов С.И, Шульженко Ю.Л., Лебедев А.Н. [и др.] Конституционное право России: курс лекций / Отв. ред. Шульженко Ю.Л. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.-480с.  
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык»,1984.-750с.  
 
12. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е изд., дополненное и переработанное. - Уфа: изд-во РИО БашГУ, 2004.-490с.  

Информация о работе Духовно-культурные основы конституционного строя РФ