Духовно-культурные основы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Духовно-культурный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в специальной литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-культурным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных и культурных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру имеет для российского общества огромное значение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность основ конституционного строя РФ ……………….…. 6
1.1. Становление основ конституционного строя ………………………………
1.2. Система основ конституционного строя РФ ………………………………
2. Содержание духовно-культурных основ конституционного строя РФ …
2.1. Понятие духовности. Духовно-культурные взаимоотношения в обществе ………………………………………………………………………………………
2.2. Принципы духовных основ конституционного строя РФ ………………..
2.3. Значение культурных прав человека и гражданина и их место в основах конституционного строя РФ ……………………………………………..…..
Заключение ……………………………………………………………………..
Библиографический список ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Подчас духовно-культурные отношения  приобретают политический характер. Особенно часто это случается  в сфере религии, которая нередко  выступает в качестве фактора, образующего  нацию и государство.

Духовно-культурные отношения  в обществе — это отношения  по поводу духовно-культурных ценностей  между людьми, между человеком, обществом  и государством (образование, религия, наука, культура).

В политической жизни общества государство  играет ведущую роль, ибо оно - центральный субъект политической системы. И поэтому в Конституции должна быть определена роль государства в политической жизни общества и пределы его вмешательства в деятельность иных политических субъектов. Главным принципом взаимодействия политики субъектов в российском обществе признается политический плюрализм, то есть многообразие и свобода различных социальных субъектов в борьбе за государственную власть. Это предполагает многопартийность, сознание равных возможностей всем социально-политическим силам участвовать в политическом процессе, то есть признание их равноправными субъектами права.

Многопартийная система  способствует вовлечению в политическую жизнь страны широких слоев населения, преодолению отчуждения граждан  от власти. Кроме того, такая система позволяет создавать атмосферу здоровой и свободной конкуренции в политической жизни, постоянного контроля общества за деятельностью государственных структур. однако, провозглашая свободу политической деятельности, Конституция РФ оставляет за государством функцию главного контролера за законностью в деятельности всех политических сил, которые подчинены, как и все субъекты права, Конституции, и законам государства.

Конституция РФ определяет и основы правового статуса политических партий и объединений. Такие критерии определенны в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». При этом сами основы конституционного строя, установленные данной Конституцией, не возводятся в ранг незыблемой догмы, истины в «последней инстанции».

Принцип политического многообразия непосредственно связан с признанием свободы, мысли, свободы слова (ст. 29), а также политического плюрализма, закрепленного в ст. 13 Конституции  РФ. Это основной принцип деятельности государства в идеологической сфере. Государство не вправе возводить какую-либо идею или теорию в ранг государственной, обязательной, предпочтительной. Свободное развитие общества возможно только в условиях свободной конкуренции различных идей.

Таким образом, принципы экономического, политического и идеологического плюрализма, закрепленные в Конституции РФ являются гарантией свободного развития личности, соблюдения прав человека и гражданина.

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства. 

 

 

2.2. Принципы духовных основ конституционного строя РФ

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Ее демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции  РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Это означает, что  Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из двух категорий “народ” и “власть” составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно  с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу  многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»21.

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

     Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

     Непосредственная демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы» (ст. 3 Конституции РФ). Согласно федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении  народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации  государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого. В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, считал Монтескье, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны. В годы Советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса «как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля»22.

В Российской Федерации  принцип разделения властей впервые  был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1). Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.

Россия является правовым государством (ст. 1). Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который и предложил термин “правовое государство”. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Говоря об ответственности  государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и  независимости.

Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством.

Светским считается  такое государство, в котором  не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви). Такая форма взаимоотношений установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной или господствующей. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская.  Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Пример - Ватикан.

Как светское государство  РФ характеризуется тем, что в  ней религиозные объединения отделены от государства и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»              (ст. 14).

Информация о работе Духовно-культурные основы конституционного строя РФ