Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
- необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;
- необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;
Глава 1. Введение ………………………… 3
Глава 2. Определение законодательной власти ………………… 5
Глава 3. Парламент Республики Беларусь.
Структура и полномочия парламента ……………………………. 8
3.1. Нижняя палата белорусского парламента
- Палата представителей ………………………………… 12
3.2. Верхняя палата белорусского парламента
- Совет Республики ……………………………… 15
Глава 4. Заключение ……………….………. 22
Глава 5. Список используемых источников
Курсовая работа
по Конституционному праву на тему:
«Законодательная власть Республики Беларусь»
Содержание
Глава 1. Введение
Глава 2. Определение законодательной власти ………………… 5
Глава 3. Парламент Республики Беларусь.
Структура и полномочия парламента ……………………………. 8
3.1. Нижняя палата белорусского парламента
- Палата представителей ………………………………… 12
3.2. Верхняя палата белорусского парламента
- Совет Республики ……………………………… 15
Глава 4. Заключение
Глава 5. Список используемых источников …………………….. 24
Глава 1. Введение
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
- необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;
- необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;
- возможность на основе разделения властей диалектического объединения в единое целое таких, казалось бы, не совместимых важнейших сфер жизни, как закон и свобода, власть и право, государство и гражданское общество.
Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.
По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.
Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.
Глава 2. Определение законодательной власти.
Государство располагает разветвленной системой органов власти, среди которых ключевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство), судебной (система судов, выполняющая контролирующие функции) и местной власти. Именно эти органы олицетворяют разделение властей, осуществляют реальное управление государством. Они должны быть независимы и уравновешиваемы друг другом.
В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.
Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.
Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.
Парламент (англ. parliament, от фр. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный - это означает, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов.
Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Первыми законотворческими органами, известными во всемирной истории, были «совет четырехсот» (по законам древнегреческого правителя Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена). В Римской республике (510 - 27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. Эти органы стали прообразами современных парламентов.
Латинское слово parliamentum в тот период означало послеобеденную беседу монахов. Этим же термином в ХII-ХIII веков пользовались для обозначения совещания священнослужителей. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. При План-тагенетах этим словом называли «великие советы». Вестминстерский статус 1275 года впервые использует французское слово parlement для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».
В 1215 году по требованию восставших феодалов король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей, в которой среди прочего содержалось положение о выборном представительном органе, но работу английский парламент начал лишь в 1265 году (когда лидер мелких феодалов – рыцарей – и городской верхушки Симон де Монфор в поисках союзников для борьбы с баронской олигархией собрал парламент). На роль родины самого древнего парламента претендует Исландия, где еще в XI веке он существовал под открытым небом – Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали решения. Такое название носит и современный парламент этого государства. Вначале в Англии был однопалатный парламент, а с середины ХIV в. он стал двухпалатным. Реальное значение как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций ХVII - XVIII вв.
Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. В Великобритании, Франции, Италии и некоторых других странах называется парламентом; в США и странах Латинской Америки - конгрессом; в Швеции – риксдагом; Норвегии – стортингом; Польше – сеймом; Израиле – Кнессетом; России, Германии - Федеральным собранием.
Глава 3. Парламент Республики Беларусь. Структура и полномочия парламента.
Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Первым на территории Беларуси представительным законодательным органом стал Великий вальный сейм, или всеобщий съезд Великого княжества Литовского, представлявший интересы служилых людей (шляхты). Сейм собирался для решения судьбоносных вопросов, таких, как избрание короля, принятие важнейших законов.
Своды этих законов — статуты ― стали, по сути, первыми конституционными актами в Европе. Дальнейшее развитие белорусского парламентаризма проходило в рамках политической системы Российской империи, в состав которой вошли белорусские земли после разделов Речи Посполитой.
В составе Российской империи Беларусь не имела статуса государственного образования. Это нашло отражение в официальном ее названии: с 1840 года — Северо-Западный край. Этническая территория белорусов с 1801 года входила в состав Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской и Виленской губерний. В Государственной думе Российской империи, созданной в 1906 году и просуществовавшей до Февральской революции 1917 года, интересы белорусских губерний представляли 36 депутатов. Белорусы активно участвовали в решении задач государственного строительства, в обсуждении аграрного вопроса, внутренней и внешней политики, проблем женского равноправия.
В новейшей истории Беларуси парламентаризм прошел в своем развитии ряд этапов, связанных:
во-первых, со статусом республики как субъекта в составе СССР и как суверенного демократического государства;
во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны.
Практически с начала 40-х и до конца 80-х годов ХХ века единственным законодательным органом в Беларуси был Верховный Совет. Эта система просуществовала полвека почти без изменений. И только ухудшение экономической ситуации в СССР заставило внести принципиальные коррективы.
На фоне углубляющегося кризиса советской системы Верховный Совет Республики Беларусь 27 июля 1990 года принял Декларацию «О государственном суверенитете Республики Беларусь».
В августе 1991 года было объявлено о политической и экономической независимости Беларуси. С этого момента началось становление молодого независимого государства, формирование его законодательной базы.
Конституция 1994 года ввела институт президентства. Однако полномочия Президента ограничивались исполнительной властью. Высшей властью в стране наделялся Верховный Совет. Он фактически подчинил себе остальные государственные органы.
В ноябре 1996 года на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции Республики Беларусь. Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства [9, с.445]. Его правовой статус закреплен в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» [2].
Предпосылками введения в 1996 году двухпалатного парламента в Республике Беларусь стала общая тенденция перехода соседних государств к двухпалатному парламенту. Она закрепила принцип разделения властей. Координацию их деятельности осуществляет Президент, который является гарантом Конституции, прав и свобод граждан.
Законодательным органом стал двухпалатный Парламент ― Национальное собрание Республики Беларусь. Он имел свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решал многочисленные проблемы современного белорусского общества.
В Республике Беларусь Парламент - Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных законодательством случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.
Срок полномочий Парламента — четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат Национального собрания.
Количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние годы существенно сократился. Если ранее численный состав Верховного Совета был 485 депутатов, затем - 360, позднее - 260, то сейчас Национальное собрание насчитывает 174 члена (по референдуму 24.10.1996г.). Палата представителей представляет интересы всех жителей Республики Беларусь
Основной организационно-правовой формой работы Парламента является сессия. Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.
Парламент Беларуси собирается на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября, продолжительностью не более 80 дней, вторая 2 апреля не более чем 90 дней. Палата представителей и Совета Республики в случае особой необходимости созывается на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не 2/3 голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указом Президента.
Палата представителей и Совета Республики избирают из своего состава Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей. Данные должностные лица ведут заседания палат и ведают их внутренним распорядком. Кроме того, палаты из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.
Информация о работе Законодательная власть Республики Беларусь