Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
- необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;
- необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;
Глава 1. Введение ………………………… 3
Глава 2. Определение законодательной власти ………………… 5
Глава 3. Парламент Республики Беларусь.
Структура и полномочия парламента ……………………………. 8
3.1. Нижняя палата белорусского парламента
- Палата представителей ………………………………… 12
3.2. Верхняя палата белорусского парламента
- Совет Республики ……………………………… 15
Глава 4. Заключение ……………….………. 22
Глава 5. Список используемых источников
Также необходимо обратить внимание на важность «аппаратного» сопровождения работы Совета Республики - Секретариата Совета Республики, роль штатных работников парламента, в том числе аппаратов комиссий, в выполнении парламентом своих функций как высшего законодательного и представительного органа власти, реализующего народовластие в стране. Под вспомогательным аппаратом или рабочими органами палат понимается «организация государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комиссиям и парламентариям» [6, c. 145]. Эти люди сами никаких решений от имени парламента или его подразделений не принимают, но они обеспечивают разработку многих решений, их подготовку и исполнение. Статус вспомогательного аппарата редко регулируется конституционно-правовыми актами высокого уровня.
В Республике Беларусь статус Секретариата Совета Республики закреплен в отдельной главе Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» и Регламенте Совета Республики. Секретариат Совета Республики является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счет в банке, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Секретариат возглавляет начальник секретариата, который назначается на должность и освобождается от должности Президиумом Совета Республики по представлению Председателя Совета Республики Национального собрания. Штатная численность секретариата устанавливается Президентом Республики Беларусь, структура секретариата - Председателем Совета Республики. Работники секретариата, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание, являются государственными служащими. По истечении срока полномочий членов Совета Республики секретариат продолжает свою деятельность.
Целесообразно законодательно закрепить роль Совета по взаимодействию органов местного самоуправления в Законе «О Национальном собрании Республики Беларусь», в Регламенте Совета Республики, в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других актах действующего законодательства.
Правовое закрепление статуса постоянных комиссий, примерный их перечень, порядок формирования, функции и полномочия на более высоком законодательном уровне послужило бы стабилизации их положения, способствовало бы уменьшению возможности «политических игр», связанных с определением количества комитетов и комиссий, их состава, а также такая необходимость вызывается прежде всего тем, что в порядке формирования этих органов должна выражаться представительная природа парламента.
В заключении хочется выделить, что детальное изучение внутренней организации деятельности палаты парламента раскрывает мировой опыт парламентской деятельности, ее позитивные и негативные стороны. Полностью поддерживаем мнения Г.А. Василевича и других авторов о том, что «двухпалатный парламент при продуманном разграничении полномочий палат позволяет увеличить представительство в нем населения, повысить эффективность его работы, содействует стабильности в государстве» [7, с. 657]. Совет Республики вносит существенный вклад в обеспечение стабильного развития нашего общества, оптимизацию законодательства, а также способствует усилению роли представительных органов власти. Совет Республики в системе представительных органов выступает как самостоятельный орган государственной власти, наделенный полномочиями территориального представительства. Будучи палатой парламента, Совет Республики осуществляет представительную функцию как общее направление деятельности парламента Республики Беларусь.
Начиная с 1996 года законодательную деятельность осуществляли депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики четырех созывов:
1 созыв ― с 1996 по 2000 год
2 созыв ― с 2000 по 2004 год
3 созыв ― с 2004 по 2008 год
4 созыв ― с 2008 по 2012 год
С 2012 и по настоящее время представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Национальное собрание Республики Беларусь пятого созыва.
Глава 4. Заключение
В курсовой работе был рассмотрен один из органов государственной власти - Парламент. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Современный парламент является высшим органом народного представительства, который выражает суверенную волю народа. Он регламентирует важнейшие общественные отношения. Для этого он издает законы и другие нормативные акты.
Так как Парламент является представительным органом, он должен
выражать интересы различных социальных и политических сил и находить компромиссы между ними.
В курсовой работе мы попытались выразить через формирование,
компетенцию, работу Парламента важность этого органа и функций, которые он выполняет.
Характеризуя Парламент в РБ, следует выделять 3 обстоятельства:
- применение к нему термина «Парламент» означает официальное признание парламентаризма в нашей стране;
- специфическим свойством Парламента является и определение его как общенационального представительного органа;
- характеристика Национального Собрания – он является законодательным органом.
Конституционные органы подтверждают вывод о том, что Национальное Собрание является единым в РБ законодательным органом, исключение составляет, предоставление Конституцией РБ права Президенту издавать декреты, имеющие силу закона.
Согласно Конституции РБ, Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и чёткая организация деятельности самого Парламента и его палат в отдельности.
Вопрос об организации и деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматривается самой Конституцией РБ и детально конкретизируется в регламенте палат Национального Собрания.
Важной существенной функцией Парламента является законодательный процесс, осуществление представительства. Только этому представительному органу дано право законодательствовать.
Развитие представительных учреждений наглядно продемонстрировало их полезность и исключительную жизнеспособность. Вовлекая в управленческий процесс широкие слои населения, представительным органам отчасти удается сблизить народ и политическую элиту, обеспечить более открытый режим функционирования публичной власти.
Практика последних лет свидетельствует о том, что система представительных органов Республики Беларусь коренным образом изменилась и имеет тенденцию к оптимизации. Постепенно возрастает политико-правовая культура народных избранников, они чаше обращаются к цивилизованным формам разрешения общественных проблем. Однако процесс совершенствования системы представительной власти только набирает ускорение; он требует глубокого научного осмысления и анализа.
Многообразие правовых актов принимаемых палатами Парламента Республики Беларусь и их место в иерархии правовых актов государства является подтверждением значительной роли Парламента в формировании современной системы законодательства, свидетельствует о серьезном влиянии идей парламентаризма на последовательное развертывание действительно демократических основ конституционного строя.
Глава 5. Список используемых источников:
1) Политология: учебник для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. – 5-е изд.- Мн: ТетраСистемс, 2005. – 448 с.
2) Политология:, учебник /отв. ред. В.Д. Перевалов. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Норма, 2009. – 511 с.
3) Политология: учебник /С.В. Решетников [и др.]; под редакцией С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2010– 528 с.
4) Конституция Республики Беларусь. – Мн. 1997 г.
5) Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Мн.; 1998 г.
6) Дело государственной важности // Сов. Белоруссия. - 2007. - № 12. - 19 янв.
7) Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. / Г.А. Василевич. - Минск: Книжный Дом: Интерпрессервис, 2003. - 832 с.
8) Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, 2 апр. 2007 г., № 390-СР3/VII // Парламент в государственно-правовой системе. - Минск, 1997. - 161 с.
9) Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник.- Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.
10) Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 № 1)).
Информация о работе Законодательная власть Республики Беларусь