Законодательная власть Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
- необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;
- необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;

Содержание

Глава 1. Введение ………………………… 3
Глава 2. Определение законодательной власти ………………… 5
Глава 3. Парламент Республики Беларусь.
Структура и полномочия парламента ……………………………. 8
3.1. Нижняя палата белорусского парламента
- Палата представителей ………………………………… 12
3.2. Верхняя палата белорусского парламента
- Совет Республики ……………………………… 15
Глава 4. Заключение ……………….………. 22
Глава 5. Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательная власть РБ 1.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Согласно статьи 103 Конституции РБ заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент и его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для вступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Однако заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Ответ на запрос надлежит дать в течении 20-ти сессионных дне в порядке, установленном палатой Парламента.

 

 

 

 

 

3.1. Нижняя палата белорусского парламента – Палата представителей

Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Для выдвижения в депутаты необходимо собрать 1000 подписей избирателей в округе, в котором баллотируется кандидат в депутаты, или его может выдвинуть трудовой коллектив численностью 300 избирателей (или несколько коллективов общей численностью 300 избирателей), а также зарегистрированная Министерством юстиции РБ политическая партия (если она имеет первичную партийную организацию в данном округе). Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства всех граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, деятельности постоянных: комиссий Палаты представителей, депутатов в избирательных округах.

Согласно Статьи 97 Палата представителей:

1)  Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекта законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

2)  Рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; об утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении решения вопросов административно территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

3)  Назначает выборы Президента;

4)  Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5)  Заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает вотума недоверия Правительству;

6)  Рассматривает, по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7)  По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течении года после одобрения программы его деятельности;

8)  Принимает отставку Президента;

9)  Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) Отменят распоряжение Председателя  Палаты представителей.

В соответствии с регламентом работы Палаты представителей Национального собрания РБ (статьи 22 – 38) для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей, создается Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Верхняя палата белорусского парламента - Совет республики.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - это палата территориального представительства.

В 1996 году в соответствии с Конституцией 1994 года, с изменениями и дополнениями 1996 года, Декретом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» и другими нормативными актами были проведены выборы в состав Совета Республики первого созыва [8]. В последующем порядок избрания членов Совета Республики был закреплен в Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Совет республики состоит из 64 депутатов. Его деятельность направлена на обеспечение принятия качественных законов страны. В неё от каждой области и города Минска на местных Советах избирается по 8 человек и 8 человек назначает Президент. Членом Совета может быть гражданин Республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет. Белорусский парламент избирается на 4 года. Выборы состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий действующего парламента.

Согласно Статьи 98. Совет Республики:

1) одобряет или отклоняет принятые  Палатой представителей проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение  Президентом Председателя Конституционного  Суда, Председателя и судей Верховного  Суда, Председателя и судей Высшего  Хозяйственного Суда, Председателя  Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного  суда;

4) избирает шесть членов Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов  депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решения о роспуске  шестого Совета депутатов в  случае систематического или  грубого нарушения или требований  законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой  представителей обвинение против  Президента в совершении государственной  измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством, не менее 2/3 голосов от полного состава, принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента  о введении чрезвычайного положения, полной или частичной мобилизации  и не позднее чем в трехдневный  срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Структура Совета Республики. С целью повышения эффективности работы палаты, более глубокого обсуждения сложных проблем в парламентах создаются вспомогательные органы. В соответствии с Регламентом Совета Республики Беларусь (статья 53) для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, создается Президиум Совета Республики, который, как и Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. Данный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РБ, действующим законодательством и Регламентом Совета Республики.

Он создается для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, организации работы постоянных комиссий и иных органов Совета Республики. В состав Президиума входят Председатель Совета Республики, заместитель Председателя Совета Республики и председатели постоянных комиссий, которые избираются на срок полномочий Совета Республики на заседании Совета Республики тайным голосованием. Председатель Совета Республики осуществляет общее руководство Советом Республики, представляет верхнюю палату во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью.

Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Постоянные комиссии бывают отраслевыми или специализированными и неспециализированными. Поскольку важнейшей характеристикой организации работы парламента является уровень внутреннего разделения труда, постольку для того, чтобы обеспечить хотя бы минимальный контроль над громоздкой и профессиональной бюрократией, парламент должен создавать собственные постоянно действующие специализированные органы. Именно в профильных комитетах осуществляется каждодневная, трудоемкая работа по подготовке законопроектов и других вопросов к рассмотрению на заседаниях палаты парламента.

В Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь на данный момент существует 5 постоянных комиссий: по законодательству и государственному строительству; по экономике, бюджету и финансам; по образованию, науке, культуре и социальному развитию; по региональной политике и местному самоуправлению; по международным делам и национальной безопасности.

Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета Республики. Избираются на заседании Совета Республики из числа членов Совета Республики на срок полномочий Совета Республики в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов постоянной комиссии.

Постоянные комиссии создаются для ведения законопроектной работы, подготовки проектов законов, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, для рассмотрения письменных обращений граждан и организаций, содержащих предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь, организации проведения парламентских слушаний, научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и иных мероприятий. Совет Республики при необходимости может создавать временные комиссии. Но на практике при Совете Республики временные комиссии не создавались.

Заседания постоянных комиссий в Республике Беларусь проводятся открыто. Большинством голосов от ее полного состава постоянная комиссия может принять решение о проведении закрытого заседания. Существование таких структур как постоянные комиссии позволяет распределить нагрузку и обеспечить большую специализацию в работе над законопроектами.

В соответствии с законом компетенция постоянных комиссий Совета Республики ограничена в своих полномочиях: они не могут принимать законы самостоятельно,

При палатах нередко создаются различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но примыкают к ним, помогают палатам осуществлять их полномочия или действуют по их поручению. К их числу относятся органы или ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер, омбудсмены или комиссары парламента по правам человека, охране окружающей среды, по вооруженным силам и др.). Такие дополнительные органы способствуют более эффективной работе, как представительных органов, так и других государственных органов в целом.

В Республике Беларусь в 2007 году создан при Совете Республики Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Его деятельность направлена на достижение конкретных результатов путем изучения актуальных проблем местного самоуправления, их анализа и обобщения, выработки механизмов их разрешения. В Положении о Совете говорится, что основными его задачами являются выработка рекомендаций и предложений по формированию и реализации государственной политики при осуществлении местного самоуправления, в том числе при определении основных направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь в указанной сфере, координация взаимодействия между Советом Республики, органами местного самоуправления и органами государственного управления, содействие обеспечению сбалансированного подхода к реализации государственных и местных интересов при разработке и осуществлении социально-экономических программ. Совет активно участвует в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства в области местного самоуправления, содействует повышению квалификации председателей и других работников местных Советов депутатов [8]. Председателем Совета по должности является Председатель Совета Республики. В состав данного совещательного органа вошли председатели постоянных комиссий.

Информация о работе Законодательная власть Республики Беларусь