Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
- необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;
- необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;
Глава 1. Введение ………………………… 3
Глава 2. Определение законодательной власти ………………… 5
Глава 3. Парламент Республики Беларусь.
Структура и полномочия парламента ……………………………. 8
3.1. Нижняя палата белорусского парламента
- Палата представителей ………………………………… 12
3.2. Верхняя палата белорусского парламента
- Совет Республики ……………………………… 15
Глава 4. Заключение ……………….………. 22
Глава 5. Список используемых источников
Согласно статьи 103 Конституции РБ заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент и его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для вступления столько раз, сколько они этого потребуют.
Однако заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Ответ на запрос надлежит дать в течении 20-ти сессионных дне в порядке, установленном палатой Парламента.
3.1. Нижняя палата белорусского парламента – Палата представителей
Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Для выдвижения в депутаты необходимо собрать 1000 подписей избирателей в округе, в котором баллотируется кандидат в депутаты, или его может выдвинуть трудовой коллектив численностью 300 избирателей (или несколько коллективов общей численностью 300 избирателей), а также зарегистрированная Министерством юстиции РБ политическая партия (если она имеет первичную партийную организацию в данном округе). Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства всех граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, деятельности постоянных: комиссий Палаты представителей, депутатов в избирательных округах.
Согласно Статьи 97 Палата представителей:
1) Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекта законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
2) Рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; об утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении решения вопросов административно территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;
3) Назначает выборы Президента;
4) Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
5) Заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает вотума недоверия Правительству;
6) Рассматривает, по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
7) По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течении года после одобрения программы его деятельности;
8) Принимает отставку Президента;
9) Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
10) Отменят распоряжение
В соответствии с регламентом работы Палаты представителей Национального собрания РБ (статьи 22 – 38) для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей, создается Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей.
3.2. Верхняя палата белорусского парламента - Совет республики.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - это палата территориального представительства.
В 1996 году в соответствии с Конституцией 1994 года, с изменениями и дополнениями 1996 года, Декретом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» и другими нормативными актами были проведены выборы в состав Совета Республики первого созыва [8]. В последующем порядок избрания членов Совета Республики был закреплен в Избирательном кодексе Республики Беларусь.
Совет республики состоит из 64 депутатов. Его деятельность направлена на обеспечение принятия качественных законов страны. В неё от каждой области и города Минска на местных Советах избирается по 8 человек и 8 человек назначает Президент. Членом Совета может быть гражданин Республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет. Белорусский парламент избирается на 4 года. Выборы состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий действующего парламента.
Согласно Статьи 98. Совет Республики:
1) одобряет или отклоняет
2) дает согласие на назначение
Президентом Председателя
3) избирает шесть судей
4) избирает шесть членов
5) отменяет решения местных
6) принимает решения о роспуске
шестого Совета депутатов в
случае систематического или
грубого нарушения или
7) рассматривает выдвинутое
8) рассматривает указы
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Структура Совета Республики. С целью повышения эффективности работы палаты, более глубокого обсуждения сложных проблем в парламентах создаются вспомогательные органы. В соответствии с Регламентом Совета Республики Беларусь (статья 53) для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, создается Президиум Совета Республики, который, как и Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. Данный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РБ, действующим законодательством и Регламентом Совета Республики.
Он создается для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, организации работы постоянных комиссий и иных органов Совета Республики. В состав Президиума входят Председатель Совета Республики, заместитель Председателя Совета Республики и председатели постоянных комиссий, которые избираются на срок полномочий Совета Республики на заседании Совета Республики тайным голосованием. Председатель Совета Республики осуществляет общее руководство Советом Республики, представляет верхнюю палату во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью.
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Постоянные комиссии бывают отраслевыми или специализированными и неспециализированными. Поскольку важнейшей характеристикой организации работы парламента является уровень внутреннего разделения труда, постольку для того, чтобы обеспечить хотя бы минимальный контроль над громоздкой и профессиональной бюрократией, парламент должен создавать собственные постоянно действующие специализированные органы. Именно в профильных комитетах осуществляется каждодневная, трудоемкая работа по подготовке законопроектов и других вопросов к рассмотрению на заседаниях палаты парламента.
В Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь на данный момент существует 5 постоянных комиссий: по законодательству и государственному строительству; по экономике, бюджету и финансам; по образованию, науке, культуре и социальному развитию; по региональной политике и местному самоуправлению; по международным делам и национальной безопасности.
Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета Республики. Избираются на заседании Совета Республики из числа членов Совета Республики на срок полномочий Совета Республики в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов постоянной комиссии.
Постоянные комиссии создаются для ведения законопроектной работы, подготовки проектов законов, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, для рассмотрения письменных обращений граждан и организаций, содержащих предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь, организации проведения парламентских слушаний, научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и иных мероприятий. Совет Республики при необходимости может создавать временные комиссии. Но на практике при Совете Республики временные комиссии не создавались.
Заседания постоянных комиссий в Республике Беларусь проводятся открыто. Большинством голосов от ее полного состава постоянная комиссия может принять решение о проведении закрытого заседания. Существование таких структур как постоянные комиссии позволяет распределить нагрузку и обеспечить большую специализацию в работе над законопроектами.
В соответствии с законом компетенция постоянных комиссий Совета Республики ограничена в своих полномочиях: они не могут принимать законы самостоятельно,
При палатах нередко создаются различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но примыкают к ним, помогают палатам осуществлять их полномочия или действуют по их поручению. К их числу относятся органы или ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер, омбудсмены или комиссары парламента по правам человека, охране окружающей среды, по вооруженным силам и др.). Такие дополнительные органы способствуют более эффективной работе, как представительных органов, так и других государственных органов в целом.
В Республике Беларусь в 2007 году создан при Совете Республики Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Его деятельность направлена на достижение конкретных результатов путем изучения актуальных проблем местного самоуправления, их анализа и обобщения, выработки механизмов их разрешения. В Положении о Совете говорится, что основными его задачами являются выработка рекомендаций и предложений по формированию и реализации государственной политики при осуществлении местного самоуправления, в том числе при определении основных направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь в указанной сфере, координация взаимодействия между Советом Республики, органами местного самоуправления и органами государственного управления, содействие обеспечению сбалансированного подхода к реализации государственных и местных интересов при разработке и осуществлении социально-экономических программ. Совет активно участвует в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства в области местного самоуправления, содействует повышению квалификации председателей и других работников местных Советов депутатов [8]. Председателем Совета по должности является Председатель Совета Республики. В состав данного совещательного органа вошли председатели постоянных комиссий.
Информация о работе Законодательная власть Республики Беларусь