Законодательное регулирование референдума Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия референдум, рассмотрении его в качестве формы осуществления власти народа и выявление проблем в российском законодательстве по вопросам референдума.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и референдума.
2. Изучить историю становления института референдума в России.
3. Изучить возникновение и развитие нормативной базы по вопросам референдума.
4. Изучить современное состояние института референдума в Российской федерации, его значение и перспективы развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Михайлов Максим.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет юридический

 

Кафедра государственного и административного  права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                                         М.С. Михайлов

Специальность 030900.62 юриспруденция

Руководитель работы

канд. юр. наук.                                                                        А.Е. Алёхин

 

 

     

 

 

 

 

Оценка___________

 

 

 

 

 

 

Саранск

2012

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет юридический

 

Кафедра государственного и административного  права

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студент Михайлов Максим Сергеевич

 

1 Тема Законодательное регулирование референдума Российской Федерации

2 Срок предоставления работы  к защите______________

3 Исходные акты для научного исследования периодическая и учебно- методическая литература.

4 Содержание курсовой работы

 4.1. Понятие и виды референдума.

4.2.Формирование нормативно-правовой базы проведения референдума в России.

           4.3.Законодательство о референдуме Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

 

 

Руководитель работы                                                             А.Е. Алёхин

Задание принял к исполнению                                             

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 32 страницы, 21 использованных источника.

РЕФЕРЕНДУМ, НАРОДОВЛАСТИЕ, ПЛЕБИСЦИТ, ДЕМОКРАТИЯ, ВЫБОРЫ .

Объект исследования – положения, действующего законодательства по вопросам референдума.

Целью работы – на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала раскрыть сущность законодательства РФ о референдуме.

Методы исследования – общенаучные и частнонаучные методы исследования: исторический, логический, формально-юридический и другие методы, информационно-правовой, сравнительно-правовой, анализ литературных источников и документов.

Полученные результаты и эффективность  – повышение  качества знаний учащихся по данной теме, т. к. проблема развития института референдума является важной и актуальной в конституционном праве.

Область применения – данный материал может использоваться при проведении занятий по курсу «Конституционное право».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемам референдума в российской юридической литературе уделяется  недостаточно внимания. Институт референдума, достаточно «молодой» для отечественной конституционно-правовой науки, активно развивается, так как за последнее десятилетие референдумы стали частью окружающей действительности. Практика проведения референдумов различных уровней с каждым годом становится шире, постепенно накапливается значительный опыт нормативного регулирования вопросов организации и проведения референдумов. Однако необходимость исследования данного вопроса настоятельно диктуется современным противоречивым характером демократического развития России. Механизм регулирования правовых отношений в сфере референдума должен точнее отвечать потребностям практики. Совершенствование правовой регламентации референдума в Российской Федерации необходимо для установления прочной двусторонней связи «народ - власть». С учетом определенных условий такая юридическая процедура как референдум может стать одним из самых эффективных средств социального регулирования.

Все это вызывает необходимость  более углубленного изучения референдума  как явления социальной действительности и как конституционно-правового института, а, по мнению некоторых авторов, целой подотрасли конституционного права. От степени правовой урегулированности данного вопроса во многом зависит легитимность решений, принятых в результате всенародных голосований.

Среди исследований, затрагивающих  определенные аспекты института референдума, необходимо выделить работы JI.A. Григоряна,                               Ю.А. Дмитриева, Т.Д. Зражевской, А.И. Ковлера, В.В. Маклакова,             М.Н. Марченко, Р.А. Сафарова, Ю.А. Тихомирова. Весомый вклад в исследование референдума и непосредственной демократии в целом внесли зарубежные авторы Ф. Амон, Д. Батлер, Д. Маглеби, О. Ренни.

Особую группу составляют труды  русских и зарубежных государствоведов и историков прошлого, исследовавших  политико-правовую природу прямой и  представительной демократии. Среди  них следует особо выделить работы В.О. Ключевского, С.А. Котляревского, A.M. Ладыженского, П.И. Новгородцева и др.

Объектом исследования в данной работе является система нормативно-правового регулирования механизма выдвижения инициативы, организации и проведения референдума, исполнения его решений

Предметом исследования является исследование института референдума и его законодательное регулирование в Российской Федерации.

Цель исследования состоит в  раскрытии содержания понятия  референдум, рассмотрении его в качестве формы осуществления власти народа и выявление проблем в российском законодательстве по вопросам референдума.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие и референдума.

2. Изучить историю становления института референдума в России.

3. Изучить возникновение и развитие нормативной базы по вопросам референдума.

4. Изучить современное состояние института референдума в Российской федерации, его значение и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Референдум: понятие и виды

 

В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.1 Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование  - способ выявления воли большинства  населения;

3) законопроекты, принятые на  референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме,  не нуждается в утверждении  каким-либо другим органом и  вступает в силу, как правило,  с момента официального опубликования  результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости  от предмета референдума - выносимого на него вопроса  выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом  конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного  референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно – правовой  референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный  референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.).

По характеру юридической силы решения,  принятого на референдуме, различают консультативный и  императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы  делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном    референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные   референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.2

В России вопрос о референдуме впервые  возник как теоретический вопрос на рубеже XIX – XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала  узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления - царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 г., русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные - юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.

 В практическом плане вопрос  о введении института референдума  в России активно обсуждался после февраля 1917 г., но был решён отрицательно. В частности, Особая комиссия по составлению проектов основных законов при Временном правительстве официально высказалась против этого института, ссылаясь не только на отсутствие демократического опыта в стране, но и аргументы структурно-организационного характера. Большинство членов Особой комиссии считали, что образование верхней палаты будущего российского парламента снимает необходимость референдума, применимость которого к русским условиям более чем сомнительна.

 В нашей стране институт  референдума юридически существует  с 1977 г.: согласно статьям 5 и  108 Конституции СССР наиболее  важные вопросы государственной  жизни могли ставиться на всенародное  голосование (референдум), законы  могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР. Фактически же референдумы не проводились. Единственный, первый и последний, советский референдум, проведённый в марте 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР как обновлённой федерации, отставил о себе достаточно тяжёлое и противоречивое впечатление. В целом же можно считать, что до настоящего времени Россия не располагает необходимым практическим опытом проведения референдумов и излучение соответствующей теории и практики является актуальной и жизненно важной задачей.

 

2. Формирование нормативно-правовой базы проведения референдума в России

Формирование института референдума  в нашей стране началось в советский  период. Ст. 49 Конституции СССР 1936 года гласила, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик»3, т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. Однако практики проведения в СССР даже таких референдумов не было.        Ст. 5 Конституция СССР 1977 г. предусматривала, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)».4

 Аналогичное положение содержалось  и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года.5 Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основным положениям будущего акта. Например, В.Ф. Коток обстоятельно рассматривал вопрос о содержании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общесоюзном референдуме. Эти предложения приобретали особую важность в связи с тем, что Планом организации работ по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятым Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 года, были предусмотрены разработка и принятие этого акта. В последующие годы организация и порядок проведения референдумов были регламентированы законодательством. В декабре 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме.6

Информация о работе Законодательное регулирование референдума Российской Федерации