Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия референдум, рассмотрении его в качестве формы осуществления власти народа и выявление проблем в российском законодательстве по вопросам референдума.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и референдума.
2. Изучить историю становления института референдума в России.
3. Изучить возникновение и развитие нормативной базы по вопросам референдума.
4. Изучить современное состояние института референдума в Российской федерации, его значение и перспективы развития.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.П. ОГАРЕВА»
Факультет юридический
Кафедра государственного и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автор курсовой работы
Специальность 030900.62 юриспруденция
Руководитель работы
канд. юр. наук.
Оценка___________
Саранск
2012
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.П. ОГАРЕВА»
Факультет юридический
Кафедра государственного и административного права
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Михайлов Максим Сергеевич
1 Тема Законодательное регулирование референдума Российской Федерации
2 Срок предоставления работы к защите______________
3 Исходные акты для научного исследования периодическая и учебно- методическая литература.
4 Содержание курсовой работы
4.1. Понятие и виды референдума.
4.2.Формирование нормативно-правовой базы проведения референдума в России.
4.3.Законодательство о референдуме Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
Руководитель работы
Задание принял к исполнению
Реферат
Курсовая работа содержит 32 страницы, 21 использованных источника.
РЕФЕРЕНДУМ, НАРОДОВЛАСТИЕ, ПЛЕБИСЦИТ, ДЕМОКРАТИЯ, ВЫБОРЫ .
Объект исследования – положения, действующего законодательства по вопросам референдума.
Целью работы – на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала раскрыть сущность законодательства РФ о референдуме.
Методы исследования – общенаучные и частнонаучные методы исследования: исторический, логический, формально-юридический и другие методы, информационно-правовой, сравнительно-правовой, анализ литературных источников и документов.
Полученные результаты и эффективность – повышение качества знаний учащихся по данной теме, т. к. проблема развития института референдума является важной и актуальной в конституционном праве.
Область применения – данный материал может использоваться при проведении занятий по курсу «Конституционное право».
Содержание
Введение
Проблемам референдума в российской юридической литературе уделяется недостаточно внимания. Институт референдума, достаточно «молодой» для отечественной конституционно-правовой науки, активно развивается, так как за последнее десятилетие референдумы стали частью окружающей действительности. Практика проведения референдумов различных уровней с каждым годом становится шире, постепенно накапливается значительный опыт нормативного регулирования вопросов организации и проведения референдумов. Однако необходимость исследования данного вопроса настоятельно диктуется современным противоречивым характером демократического развития России. Механизм регулирования правовых отношений в сфере референдума должен точнее отвечать потребностям практики. Совершенствование правовой регламентации референдума в Российской Федерации необходимо для установления прочной двусторонней связи «народ - власть». С учетом определенных условий такая юридическая процедура как референдум может стать одним из самых эффективных средств социального регулирования.
Все это вызывает необходимость более углубленного изучения референдума как явления социальной действительности и как конституционно-правового института, а, по мнению некоторых авторов, целой подотрасли конституционного права. От степени правовой урегулированности данного вопроса во многом зависит легитимность решений, принятых в результате всенародных голосований.
Среди исследований, затрагивающих
определенные аспекты института
референдума, необходимо выделить работы
JI.A. Григоряна,
Особую группу составляют труды русских и зарубежных государствоведов и историков прошлого, исследовавших политико-правовую природу прямой и представительной демократии. Среди них следует особо выделить работы В.О. Ключевского, С.А. Котляревского, A.M. Ладыженского, П.И. Новгородцева и др.
Объектом исследования в данной работе является система нормативно-правового регулирования механизма выдвижения инициативы, организации и проведения референдума, исполнения его решений
Предметом исследования является исследование института референдума и его законодательное регулирование в Российской Федерации.
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия референдум, рассмотрении его в качестве формы осуществления власти народа и выявление проблем в российском законодательстве по вопросам референдума.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и референдума.
2. Изучить историю становления института референдума в России.
3. Изучить возникновение и развитие нормативной базы по вопросам референдума.
4. Изучить современное состояние института референдума в Российской федерации, его значение и перспективы развития.
1. Референдум: понятие и виды
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.1 Основными признаками референдума являются:
1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
2) референдум - это всегда голосование
- способ выявления воли
3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
4) решение, принятое на
Классификация референдумов осуществляется
по разным основаниям. В зависимости
от предмета референдума - выносимого
на него вопроса выделяются конституционный,
законодательный, международно-правовой
и административный референдумы. Предметом
конституционного
референдума является внесение изменений
в конституцию либо принятие нового проекта
конституции. Предметом законодательного
референдума является принятие законопроекта,
внесение изменений или отмена действующих
законов. Международно – правовой
референдум проводится для решения вопросов,
возникающих в межгосударственных отношениях.
Предметом такого референдума может быть
вступление в международные организации,
ратификация или денонсация международных
договоров, решение вопросов о международно-правовой
судьбе территории. Административный
референдум проводится по вопросам, не
связанным с принятием, изменением или
отменой нормативно-правовых актов. Предметом
административного референдума может
быть изменение административно-
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.
Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные. Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме. Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
По территориальной сфере
Разновидностью референдума
В России вопрос о референдуме впервые возник как теоретический вопрос на рубеже XIX – XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления - царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 г., русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные - юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.
В практическом плане вопрос
о введении института
В нашей стране институт
референдума юридически
2. Формирование нормативно-правовой базы проведения референдума в России
Формирование института
Аналогичное положение
Информация о работе Законодательное регулирование референдума Российской Федерации