Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия референдум, рассмотрении его в качестве формы осуществления власти народа и выявление проблем в российском законодательстве по вопросам референдума.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и референдума.
2. Изучить историю становления института референдума в России.
3. Изучить возникновение и развитие нормативной базы по вопросам референдума.
4. Изучить современное состояние института референдума в Российской федерации, его значение и перспективы развития.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона. На наш взгляд, норма п. 10 ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 24 апреля 2008 г.) является ярким примером последнего.
Новелла Федерального конституционного закона от 24 апреля 2008 г. продиктована отнюдь не недомыслием его разработчиков или непониманием сути рекомендаций Конституционного Суда Российской Федерации. Соответствующее решение является осознанным и целенаправленным. Федеральный законодатель вправе осуществлять регламентацию порядка назначения и проведения референдума, вводить признаваемые им целесообразными условия и ограничения. Реализуя свое право, он может ставить целями расширение реальной демократии и создание условий для недопущения злоупотребления демократическими институтами. Но могут преследоваться и совсем иные политические цели. Во всяком случае, можно констатировать продолжение линии на ограничение самой возможности граждан инициировать общероссийский референдум вопреки воле федеральных органов государственной власти, на устранение данного правового института из реальной политической жизни государства.
Заключение
Исследуя конституционное законодательство, а равно практику организации и проведения референдумов в Российской Федерации, я стремился показать, на каком этапе формирования находится законодательство о референдуме в России. Ставилась также цель всесторонне проанализировать достоинства и недостатки референдума, открывающиеся при применении соответствующих конституционно-правовых норм. Как показал анализ, референдум - достаточно перспективный правовой инструмент для урегулирования вопросов, возникающих в демократическом государстве. Умелое использование референдума зачастую является лучшим выходом из затруднительных для власти и общества положений, имеющих место в реальной жизни.
Усовершенствование механизма проведения референдума путем обновления законодательства, устранения противоречивых норм, замены их качественными и недвусмысленными положениями в правовой системе Российской Федерации стоит в числе важных задач российской государственности. Это находило подтверждение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2011 году, где указывалось, что для России настало время «открытых и честных взаимоотношений государства с гражданским обществом», что корни многих прежних неудач - «в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать». Граждане должны активно непосредственно участвовать в решении государственных дел, так как «очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности», политической зрелости, а это приходит вместе с опытом участия в референдумах и выборах различных уровней.26
Таким образом, можно сделать вывод,
что референдум в любой стране
будет политически и
Список использованных источников
1 Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. – с. 434
2 Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. – с. 435
3 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями)
4 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.)
5 Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года) (в редакции от 10 декабря 1992 года).
6 Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991. № 1. С. 10.
7 Закон РСФСР «О референдуме РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990. № 30 с. 18
8 Постановление ВС СССР от 21 марта 1991 года № 2041-1 «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года» // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1991. — № 13. — с. 350.
9 Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России.- М., 1998.- С. 26
10 Указ Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. с. 39
11 Морозова Л.А. Конференция по вопросам подготовки и проведения референдумов // Государство и право, 1993. № 4. С. 151-157.
12 Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004.- №10.- С.36.
13 Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 1995. № 42. с. 1185
14 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
15 Вестник Центральной избирательной комиссии, 2000, № 21, с. 47–90.
16 Останков Д.Б. Конституционное право граждан на участие в референдуме и проблемы его реализации в РФ. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2009
17 Амбарный С.Ю. Законодательство о референдумах (сравнительный анализ) // Государство и право, 2007. № 4. С. 129-133.
18 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
19 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. Иван-ченко А.В. М., 1998. С. 512.
20 Останков Д.Б. Конституционное право граждан на участие в референдуме и проблемы его реализации в РФ. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2009
21 А.Е. Любарев. Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования. "Политика и общество", 2005, № 2, с. 70-82
22А.Е. Любарев. Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования. "Политика и общество", 2005, № 2, с. 70-82
23 ФКЗ от 24 апреля 2008 г. № 1-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" Одобрен Государственной Думой 4 апреля 2008г.
24 Останков Д.Б. Конституционное право граждан на участие в референдуме и проблемы его реализации в РФ. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2009
25 ФКЗ от 24 апреля 2008 г. № 1-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" Одобрен Государственной Думой 4 апреля 2008 года.
26 Послание Презилента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009г.
27 Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн. Моск.ун-та. сер.11, Право., 1991. -№6.-С.14.
Информация о работе Законодательное регулирование референдума Российской Федерации