Законодательный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).
Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему будет посвящена данная работа.
На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:
1) проблемы политического характера, законодательной политики;
2) проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие законотворческой деятельности в конституционном праве России
1.1. Законодательная инициатива
1.2. Предварительное рассмотрение законопроектов
1.3. Особая стадия законодательного процесса
1.4. Завершающая стадия законодательного процесса
Глава 2. Законодательный процесс на местном уровне
2.1.Законодательный процесс на федеральном уровне и субъектах РФ
2.2.Законодательная инициатива в субъектах РФ
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по кп рф — копия.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский филиал

Юридический факультет

 

 

 

 

 

Законодательный процесс в Российской Федерации

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы  Ю-2 –СП

Бицалова Л.Н.

Научный руководитель

преподаватель Гильванова И. Н.

 

Киров – 2013

 

Содержание

 Введение

Глава 1. Понятие законотворческой деятельности в конституционном  праве России

1.1. Законодательная инициатива

1.2. Предварительное рассмотрение законопроектов

1.3. Особая стадия законодательного процесса

1.4. Завершающая стадия законодательного процесса

   Глава 2. Законодательный процесс на местном уровне

2.1.Законодательный процесс на федеральном уровне и субъектах РФ

      2.2.Законодательная инициатива в субъектах РФ

 Заключение

 Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической  сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).

Процесс принятия новых  законов в Российской Федерации  именуется законодательным процессом  и именно ему будет посвящена данная работа.

На взгляд Исакова  В., всю проблематику подготовки и  принятия законов в правовом государстве  можно разделить на три предметных сферы:

1) проблемы политического  характера, законодательной политики;

2) проблемы регламентного  уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;

3) проблемы языка, стиля,  терминологии, классификации, кодификации,  систематизации - все то, что обобщенно  называют "проблемами юридической  техники" Исаков В. Подготовка  и принятие законов в правовом  государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.С.72..

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.

Глава 1. Понятие законотворческой деятельности в конституционном  праве России

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов  законодательной инициативы. В законодательном  процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

1.1. Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Это первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения( статья 104 К РФ)1. Другие государственные органы, в том числе Генеральный прокурор РФ, общественные и религиозные объединения, некоммерческие организации, Общественная палата РФ, физические и юридические лица, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только через субъектов законодательной инициативы.

Согласно Регламенту Государственной Думы, право законодательной  инициативы  осуществляется путём  внесения в Государственную Думу проектов законов о поправках  к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо по признании этих законов утратившими силу; поправок к законопроектам.

По законопроектам, требующим  финансовых затрат из государственного бюджета( о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске  государственных займов и др.) необходимо экспертное заключение Правительства  РФ.2

При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внёсшего законопроект; перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с принятием данного закона; финансово - экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, который потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 К РФ)3. Законопроекты, внесённые без заключения Правительства РФ, могут направляться Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

1.2. Предварительное рассмотрение законопроектов. На второй стадии законодательного процесса законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется её советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, в Конституционный суд, Верховный суд и Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

При направлении законопроекта  в несколько комитетов, Государственная Дума определяет один ответственный по законопроекту. 

Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектам, установленным  ст. 72 К РФ, Совет Государственной  Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний. Совет Государственной Думы с учётом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний4.

· Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. На этой стадии происходит обсуждение и текстуальная доработка проекта закона. Каждый законопроект проходит несколько стадий обсуждения(три чтения в Государственной Думе).

Проект закона, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы  к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются её депутатами не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы.

В первом чтении обсуждается  концепция закона, даётся оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, так как в соответствии со ч. 3 ст. 76 К РФ законопроекты не могут противоречить Конституции РФ, а так же его актуальности и практичности.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта  и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашённых для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учётом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон. Отклонённый законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок внесения его на второе чтение.

Государственная Дума так  же может принять решение о  всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течении пяти дней направляется субъектам права законодательной инициативы, а в случае принятия законопроекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума устанавливает  срок представления поправок к законопроекту, принятому в первом чтении.  Этот срок не менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения - не менее 30 дней. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, праве вносить Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ могут вносить поправки только по вопросам их ведения.

Ответственный комитет  изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных к их отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Законопроект, вместе с  материалами к нему, включающими  проект постановления Государственной  Думы по законопроекту; таблица поправок, рекомендуемых ответственным комитетом  к принятию, а также таблица  поправок, рекомендуемых к отклонению; таблица поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений; текст законопроекта с учётом поправок, рекомендуемых к принятию; заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект рассылаются Президенту РФ, в Совет Федерации, в правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внёсшему законопроект, и депутатам Государственной Думы, как правило, не позднее чем 15 дней до его рассмотрения ГД во втором чтении.

Совет Государственной  Думы принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

 В начале второго чтения законопроекта в ГД с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в ГД, представители инициатора законопроекта, полномочный представитель Правительства РФ в ГД. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включённых ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трёх минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в ГД проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее Государственная  Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После  этого председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включённой в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования  такое предложение не набрало  необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии законопроекта  во втором чтении.  Если по итогам голосования  такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклонённым и снимается с дальнейшего рассмотрения.  Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращён к процедуре первого чтения.

Законопроект, не принятый во втором чтении, не может быть включён в проект календаря рассмотрения вопросов ГД без решения Совета ГД. В этом случае ГД принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта.

Голосование по вопросу  о принятии закона в целом в  день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов ГД только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены. 

Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации