Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа
Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).
Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему будет посвящена данная работа.
На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:
1) проблемы политического характера, законодательной политики;
2) проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;
Введение
Глава 1. Понятие законотворческой деятельности в конституционном праве России
1.1. Законодательная инициатива
1.2. Предварительное рассмотрение законопроектов
1.3. Особая стадия законодательного процесса
1.4. Завершающая стадия законодательного процесса
Глава 2. Законодательный процесс на местном уровне
2.1.Законодательный процесс на федеральном уровне и субъектах РФ
2.2.Законодательная инициатива в субъектах РФ
Заключение
Список используемых источников
Принятый во втором чтении законопроект направляет ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной поправки ввиду изменения текста законопроекта во втором чтении.
По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет ГД для включения в проект порядка работы ГД.
· Четвёртая стадия законодательного процесса - принятие закона.
Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.
Федеральный закон принимается
Государственной думой
Принятый в Государственной Думе федеральный закон в течении пяти дней передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый ГД федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией (ст. 106, 108) и если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течении пяти дней этот федеральный закон направляется ГД Президенту РФ для подписания и обнародования.
·Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из ГД федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.
Конституция РФ устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Государственной границы РФ; войны и мира5.
Согласно ст. 108 Конституции РФ, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и все федеральные конституционные законы.
После поступления в
Совет Федерации принятого
В отношении принятого ГД федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно из следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый ГД закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый ГД.
Председатель Совета
Федерации не вправе принять решение
о не включении в повестку дня
палаты рассмотрения федерального закона,
не подлежащего обязательному
Рассмотрение принятого ГД федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с соглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления, внесённого этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.
В случае, если комитет Совета Федерации, ответственны за рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в течении 14 дней со дня его поступления в Совет Федерации не представил его Председателю заключения по федеральному закону, Председатель Совета Федерации или его поручению заместитель Председателя принимает одно из следующих решений: включить в повестку дня заседания Совета Федерации вопрос о рассмотрении федерального закона, если не истёк установленный ч.4 ст.105 К РФ 14-дневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации; направить федеральный закон Президенту РФ для подписания и обнародования как считающийся одобренным Советом Федерации, поскольку не был рассмотрен в течении 14 дней.
По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.
Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов.
Федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (ч.4 ст.105 К РФ).
Следует иметь ввиду, что, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 года по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ, рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться по ч. 4 ст. 105 не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.
Если Совет Федерации в течении 14 Федерации, этот закон не считается ней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении.
Федеральный закон считается
отклонённым, если за его одобрение
не проголосовало необходимое
В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей этого закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.
Постановление Совета Федерации
об отклонении или одобрении
принятого Государственной
1.3.Особая стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых ГД законов.
Если федеральный закон отклонён Советом Федерации, он направляется Советом ГД в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, даёт по ним заключения и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.
По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать ГД создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой ГД редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.
Для преодоления возникших
разногласий по федеральному закону,
принятому Государственной
Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются им и образуют депутацию от Совета Федерации и согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.
Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов.
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решение комиссии принимается раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.
По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. В этой таблице содержаться предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также федеральный закон в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона.
При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, государственная Дума не рассматривает.
В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить её работу с учётом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в её работе. Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляются в Совет Федерации в течении пяти дней с приложением необходимых материалов.
Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклонённого Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила своё несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он становиться на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый в таком порядке федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту РФ.
1.4. Завершающая стадия законодательного процесса - подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ, а именно со ст. 107, Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течении 14 дней подписывает и обнародует.!
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
В соответствии с этим Федеральным законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.
Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием этих законов считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные и федеральные законы для официального опубликования отправляются Президенту РФ.
Федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течении 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон.6
Федеральный закон , отклонённый Президентом РФ, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета, который рассматривает в течении 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой.
По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учётом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации