Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа
Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).
Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему будет посвящена данная работа.
На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:
1) проблемы политического характера, законодательной политики;
2) проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;
Введение
Глава 1. Понятие законотворческой деятельности в конституционном праве России
1.1. Законодательная инициатива
1.2. Предварительное рассмотрение законопроектов
1.3. Особая стадия законодательного процесса
1.4. Завершающая стадия законодательного процесса
Глава 2. Законодательный процесс на местном уровне
2.1.Законодательный процесс на федеральном уровне и субъектах РФ
2.2.Законодательная инициатива в субъектах РФ
Заключение
Список используемых источников
Повторное рассмотрение закона, отклонённого Президентом, начинается с выступления представителя Президента РФ в Государственной Думе, затем излагается заключение ответственного комитета и принимается постановление.
Если палата принимает решение о проведении обсуждения, в нём участвуют только представители фракций и депутатских групп. По окончании обсуждения первым ставиться на голосование предложение одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, или согласится с мотивами решения Президента и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата может принять решение о продолжении работы над рассматриваемым федеральным законом начиная с процедуры первого чтения законопроекта.
В случае принятия постановления Государственной Думой создании специальной комиссии федеральный закон передаётся этой комиссии для выработки специальной редакции. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение палаты федеральный закон в согласованной редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной думы.
По предложению ответственного комитета на голосование палаты может быть поставлен вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течении пяти дней направляется Представителем Государственной Думы в Совет Федерации.
Законопроекты, не принятые
Государственной Думой в
При повторном рассмотрении федерального закона Совет Федерации может не открывать обсуждение и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклонённого Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по заключению комитета по закону, отклонённому Президентом и одобренному Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции. По окончании обсуждения на голосование ставиться вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклонённого Президентом и одобренного в той же редакции Государственной Думой.
При повторном рассмотрении Советом Федерации федеральный закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем две трети голосов от общего числа членов палаты.
Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.
Определённой спецификой характеризуется принятие федеральных конституционных законов. Со гласно ст. 108 Конституции РФ, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов, на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется.
Помимо федеральных
конституционных законов и
Это постановление Конституционного Суда РФ учтено в Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 года.8 В нём указывается, что поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.
Проект закона о поправке к Конституции РФ считается одобренным Государственной Думой , если за его одобрение проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный Государственной Думой проект закона о поправке к Конституции подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей общего числа членов Совета Федерации.
Затем закон направляется для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и считается ими одобренным, если за него высказалось не менее двух третей субъектов Российской Федерации.
Одобренным законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ.
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Согласно статье 5 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания»: "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Также согласно статье 7: "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.9
Таким образом законодательный процесс состоит из нескольких стадий:
1. осуществление права законодательной инициативы;
2. подготовка законопроекта к рассмотрению законодательным органом;
3. рассмотрение законопроекта в законодательном органе и принятие закона;
4. подписание закона уполномоченным на то субъектом и его обнародование.
При отклонении закона уполномоченным субъектом (т.е. при использовании права вето) появляется дополнительная стадия законодательного процесса – повторное рассмотрение отклоненного закона в законодательном органе и либо преодоление вето, либо принятие закона в редакции, которая предложена субъектом, уполномоченным подписывать и обнародовать принятые законы. Так же, исходя из выше написанного, можно сказать, что законодательный процесс - это совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства.
Глава 2. Законодательный процесс на местном уровне.
2.1. Законодательный процесс
на федеральном уровне и
Законодательный процесс как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ базируется на общих принципах, к которым относятся: законность, гласность, коллективное обсуждение и решение вопросов, политическое многообразие, федерализм, верховенство федерального законодательства. При этом принцип федерализма является основным критерием определения степени влияния институтов федерального законодательного процесса на порядок построения данной процедуры в субъектах РФ.10
В соответствии с частью
1 статьи 6 Федерального закона «Об общих
принципах организации
Как и федеральное законодательство, нормативные правовые акты субъектов РФ содержат деление на общее, специальное и исключительное право законодательной инициативы. Под общим правом понимается возможность внесения инициатором законопроектов по неограниченному кругу вопросов; под специальным правом – возможность внесения проектов законов, ограниченная пределами компетенции инициатора; а под исключительным правом – строго ограниченное право конкретного субъекта инициативы вносить определенный вид законопроектов по ограниченному кругу вопросов.
2.2. Законодательная инициатива в субъектах РФ
Общим правом законодательной инициативы практически во всех субъектах РФ обладают депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, главы субъектов РФ, высшие исполнительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления. При этом реализация права законодательной инициативы главами субъектов РФ имеет особенность, которая заключается в том, что законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке (ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Законодательная инициатива, как правило, осуществляется путем внесения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ соответствующего законопроекта. При этом проекты законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может быть менее двадцати календарных дней (ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Заключительной стадией регионального законодательного процесса является промульгация закона, которая включает порядок подписания и обнародования законов субъектов РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принятый региональный закон направляется для обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ в срок, который устанавливается законодательством соответствующего субъекта РФ. Как свидетельствует законодательная практика субъектов РФ, на эту процедуру отведено от 5 до 14 дней.
Обнародование регионального закона является для высшего должностного лица субъекта РФ обязанностью. Обнародование закона удостоверяется путем его подписания высшим должностным лицом субъекта РФ или путем издания им специального акта. Вместе с тем высшее должностное лицо субъекта РФ имеет право вето на закон в срок не более 14 календарных дней с момента его поступления.
Законодательный орган субъекта РФ может преодолеть вето только квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный в ранее принятой редакции закон субъекта РФ не может быть отклонен повторно высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит обнародованию в срок, установленный законодательством соответствующего субъекта РФ.
Вступление в силу
закона субъекта непосредственно связано
с его официальным
Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации