Законотворчество и законодательная техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в Российской Федерации рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. Опубликовано большое количество статей, посвященных порядку взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, вопросам разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам.
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие законотворчество.……………………………………………5
Глава 2. Стадии и структура законотворчества………………………………..8
2.1. Структура законодательного процесса…………………………………….8
2.2.Субъекты законодательного процесса………………………………………9
2.3. Стадии законотворческого процесса. …………………………………….10
Глава 3. Законодательная техника: понятия и правила……………………….21
2.1. Методологические основы законотворческого процесса……………….21
2.2. Законодательная техника ………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.docx

— 60.42 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить, что датой  принятия федерального закона считается  день принятия его Государственной  Думой (имеется в виду окончательная  редакция закона), а датой принятия федерального конституционного закона - одобрение верхней палатой Федерального Собрания (т.к. из Государственной Думы он поступает в Совет Федерации  в качестве законопроекта).

Федеральные конституционные  и федеральные законы должны быть официально опубликованы в течение  семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные  и федеральные законы направляются для официального опубликования  Президентом РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ данные нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания.

По истечении десяти дней после дня их официального опубликования  федеральные конституционные и  федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Законадательная техника: понятие и правила.

3.1. Методологические основы законотворчества.

 

Создание закона - творческий процесс, охватывающий как познавательные и содержательные, так и процессуальные технико- юридические аспекты. Понять  их сочетание можно лишь благодаря  раскрытию методологической основы законотворчества .

В системе методологических принципов законотворчества можно  выделить: юридическую технику, логику, общенаучные и специальные методы,  приемы (способы) выражения и изложения  законотворческой воли в виде нормативно-правовых предписаний и иных структурных  частей закона, лингвистику.

В процессе законотворчества в той или иной мере используются все отрасли правовой науки и  прежде всего теория права и государства. Именно данная наука раскрывает общие  закономерности права, его основных компонентов и дает исходные теоретические  представления о праве, его системе, а также системе- нормативно правовых актов, механизме правового регулирования, механизме реализации норм права  и государственного принуждения.

В законотворческой деятельности важное методологическое значение имеют  следующие положения, выводы общей  теории права:

Принципы, отражающие наиболее важные, сущностные, закономерные черты  права современного правового государства: демократизм, гуманизм, социальная справедливость, равноправие, соответствие норм права  экономическому и культурному уровню развития общества, примат общепризнанных норм и принципов международного права над национальным законодательством, незыблемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и личности, сочетание в праве убеждения и принуждения;

Положения, характеризующие  норму права как органически  целостную систему, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции, ее основные признаки, способы изложения в законах и иных нормативно- правовых актах;

Теоретические представления  о законе как источнике права, его видах и месте в системе  нормативно- правовых актов, о специфике  законотворческой деятельности и законотворческом процессе, о взаимодействии органов  представительной и исполнительной власти в процессе подготовки и принятия законов; об условиях эффективного действия законодательных предписаний;

Характеристика системного строения права как совокупности отраслей и институтов права, роли предмета и метода правового регулирования  и дифференциации правовых норм  на отрасли права, раскрытие специфики  отдельных отраслей права Российской Федерации , их взаимосвязей друг с  другом, критериев отнесения отраслей права к публичному  или частному праву;

Основные положения теории правоотношений, характеризующие структуру  правоотношений, специфические черты, присущие гражданам и юридическим  лицам как участникам правоотношений, способы взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей, понятие и виды объектов правоотношений; пути и способы защиты управомоченным субъектом нарушенного права.

Названные положения, выводы общей теории права в законопроектной  деятельности играют роль стратегии. Они  определяют основные параметры, которым  должен соответствовать любой проектируемый  закон и содержащиеся в нем  нормы права, тем самым позволяют  проектировщикам правильно определить цели основные направления своей  деятельности, а также пути и способы  реализации поставленных целей.

Прежде чем приступить к проектированию  конкретных норм права, нужно иметь четкие представления  о том, из каких компонентов состоит  данный элемент системы права, какова их связь между собой и каким  образом элементы норм права следует  излагать в тексте закона. Равным образом нельзя подготовить качественны совершенный закон, не учитывая содержание общеправовых принципов, или пытаясь конструировать правовые отношения без учета положений общей теории права об этом правовом феномене, его компонентах и их закономерной связи. И там, где пытаются проектировать нормы права без учета положений и выводов общей теории права, неизбежно «спотыкаются» об эти общие вопросы, пытаются закрепить в законодательстве нормативные предписания,  несовершенство и недостаточная эффективность которых убедительно доказана современной теорией права и подтверждена правовой практикой.

В процессе проектирования законов положения общей теории права применяются в органическом единстве с наукой конституционного права и наукой той отрасли  права, по предмету которой готовиться законопроект. Наука конституционного права, как известно, дает не только доктринальное толкование действующей  конституции РФ , но и раскрывает закономерности функционирования и  развития конституционных отношений  в современном гражданском обществе, а также определяет основные направления  дальнейшего совершенствования  действующих конституционных норм и институтов конституционного права. Поэтому важнейшим инструментом законопроектной работы выступают  такие конституционные критерии, как: 1) отражение в законопроекте  конституционных идей и принципов;

2) Правильное использование  конституционных понятий и терминов,

3) принятие акта в соответствии  с компетенцией, закрепленной Конституцией  РФ;

4)учет места закона  в системе нормативных правовых  актах;

5)  правильный выбор  формы закона;

6) Соблюдения закрепленной  Конституцией  процедуры принятия  и вступления  акта в силу;

7)корреляция объема и  содержания норм Конституции  РФ  и норм проектируемого закона.

Действующий закон представляет собой результат, итог мыслительной деятельности лиц, проект данного закона, а также принявшего его законотворческого органа. Поэтому необходим компонентом методологической основы законотворчества выступает логика. Логика помогает  разработчикам законопроекта и законодателю правильно и последовательно изложить нормативные предписания и избежать типичных логических ошибок.

В числе основных требований логики, имеющих наибольшее значение для законотворческой деятельности можно назвать логические законы тождества и противоречия, приемы образования понятий и формулирования их определений, правила использования  понятий в мыслительной деятельности, приемы изложения модальных суждений. Следуя логике , законодатель, в частности,  должен выполнять ее требования:

Не допускать логических противоречий, т.е. ситуаций, когда в  тексте конкретного закона относительно одного и того же  субъекта и объекта  правоотношений либо одних и тех  же субъективных прав и юридических  обязанностей, юридических факторов устанавливались противоречащие друг другу нормативные предписания;

В пределах отрасли права  и тем более одного и того же закона использовать правовые или иные понятия в одном и том же смысле, не придавая им иных значений;

Легальные определения понятий  должны быть соразмерными, правильно  отражать все существенные , необходимые  признаки понятия, не содержать ситуаций, когда понятие определялось бы через  само себя либо определяемое и определяющие  понятия выражались одинаковыми  терминами. Одновременно не рекомендуется  допускать в определении двусмысленности, использовании терминов, которые  сами нуждаются в определениях и  др.;

Нормативные предписания  излагать с применением присущих модальным суждениям терминов «разрешено», «требуется», «запрещено».

Отмечая значение правовой науки для законотворческой деятельности , необходимо также признать, что применением этих компонентов методологических основ законотворчества не удается решить всех задач, связанных с подготовкой качественно совершенных  и эффективно действующих законов.

Законотворческий орган  должен стремиться к тому, чтобы  его нормативно- правовые установления максимально полно соответствовали  объективным закономерностям.10

3.2. Законодательная техника.

 

Правила юридической техники  складывались на протяжении всего времени существования права, т.е. с тех пор, как люди стали заниматься законотворчеством и правоприменением.

Законодательная техника - это система правил и приемов  подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства.11

Законодательная техника  имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определённой мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Для достижения этих целей следует соблюдать  ряд правил.

Правила законодательной  техники можно подразделить на три  вида:

а) Правила, относящиеся  к внешнему оформлению нормативных  актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые  отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт  должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и  т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его  содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности  кратким.

 Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

б) Правила, относящиеся  к содержанию и структуре нормативного акта.

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет  регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования  разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий  нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся  к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов. Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут  служить нормы Особенной части  Уголовного кодекса.

Нормативный акт по возможности  должен избегать исключений и отсылок. Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.

Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически  последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования  нормативным актом.

Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и  постановляющей. В преамбуле указываются  причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права.

Постановляющая часть  в конце акта может содержать  предписания, определяющие время и  порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена Других актов определяются, как правило, особым постановлением.

В числе правил, относящихся  к структуре нормативного акта, можно  назвать нижеследующие: нормы более  общего характера должны помещаться в начато нормативного акта; однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных  нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, Части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название.

Информация о работе Законотворчество и законодательная техника