Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:28, курсовая работа
В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в Российской Федерации рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. Опубликовано большое количество статей, посвященных порядку взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, вопросам разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам.
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие законотворчество.……………………………………………5
Глава 2. Стадии и структура законотворчества………………………………..8
2.1. Структура законодательного процесса…………………………………….8
2.2.Субъекты законодательного процесса………………………………………9
2.3. Стадии законотворческого процесса. …………………………………….10
Глава 3. Законодательная техника: понятия и правила……………………….21
2.1. Методологические основы законотворческого процесса……………….21
2.2. Законодательная техника ………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32
Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи.
в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).
Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определено. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использование специальных терминов, стандартных языковых оборотов. Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином.
Для достижения точности и
определенности терминов, их единообразного
понимания могут использоваться
легальные дефиниции (дефинитивные
нормы), в которых дается определение
термина, его разъяснение, обязательное
для адресатов нормативного акта.
Это легальное определение
Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных актов в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности; следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания. Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений.12
Заключение.
Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина.
Законодательная деятельность
занимает важнейшее место в механизме
правового регулирования и
Законодательство охватывает
большинство сфер человеческой жизнедеятельности,
расширяет границы своего регулирующего
воздействия на общественные отношения
по мере усложнения социального бытия,
непосредственно сопровождая
Как любой юридический
процесс и как процедура
Стадию законодательного
процесса в самом общем виде можно
определить как некую совокупность
процессуальных действий, способствующих
достижению определенного правового
результата. Каждая отдельно взятая стадия,
осуществляемая в определенных временных
границах, представляет собой законченный
этап законодательной деятельности
и характеризуется
В процессе законотворчества в той или иной мере используются все отрасли правовой науки и прежде всего теория права и государства.
В процессе законотворчества
важны правила юридической
Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.
Список использованной литературы.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001.
7. Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
8. Радько. Т. Н. Теория государства и права. М., 2010.
9. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2.
10. Варламова Н.В., Гаврилов О.А. Концепция стабильности закона. М., 2000.
11. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд. М. 2009.
12. Гузинов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск. 1995.
13. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.1997.
14. Ю.А. Тихомирова. Законодательная техника: Научно-техническое пособие. М. 2000.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права. М. 2006.
16. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2004.
17. Баранова В.М. Законотворческий техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Н. Новгород.2001.
1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001.
2 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
3 Радько. Т. Н. Теория государства и права. М., 2010.
4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.
5 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
6 Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2.
7 Варламова Н.В., Гаврилов О.А. Концепция стабильности закона. М., 2000.
8 Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд. М. 2009.
9 Гузинов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск. 1995.
10 Баранова В.М. Законотворческий техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Н. Новгород.2001.
11 Нашиц А.В. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.1997.
12 Ю.А. Тихомирова. Законодательная техника: Научно-техническое пособие. М. 2000.
Информация о работе Законотворчество и законодательная техника