Закон как источник права. Понятия и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть значение закона как источника права.
Задача работы – анализ системы источников права в целом, истолкование понятия и признаков закона в частности, освещение законодательного процесса, рассмотрение различных характеристик законов и обобщение проанализированной темы в заключении.

Содержание

Введение
Глава 1. Закон в системе источников права.
1.1. Система источников права.
1.2. Понятие и признаки закона.
1.3. Общие особенности разработки и принятия закона.
Глава 2. Виды законов.
2.1. Общая характеристика законов.
2.2. Характеристика видов законов, классифицированных по юридической силе.
2.3. Характеристика видов законов, классифицированных по качественным признакам.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. ВИДЫ ЗАКОНОВ

 

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ

 

Закон в широком смысле слова - это в наши дни первостепенный, почти единственный источник права  в странах романо-германской правовой семьи,                к которой исторически относится и Россия. Все эти страны - страны "писаного права". Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным                        и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Юридическое заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно.

Другие источники права  в свете этого анализа занимают подчиненное                    и малозначимое место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права - законом. Такая точка зрения восторжествовала в XIX веке, когда почти во всех государствах континентального права были приняты кодексы и конституции. Она ещё более укрепилась в нашу эпоху благодаря расширению роли государства во всех областях. Работать во имя процесса                 и установления господства права - по-прежнему дело всех юристов, но в этой общей деятельности в современную эпоху ведущая роль принадлежит законодателю. Такой подход соответствует принципам демократии.                            Он обоснован с другой стороны тем, что государственные и административные органы имеют, несомненно, большие, чем кто-либо иной возможности               для координации деятельности различных секторов общественной жизни                и для определения общего интереса. Наконец, закон в силу строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного его точность и ясность. Исходя из этого, французские юристы XIX века считали, что их кодексы воплотили "совершенный разум" и что отныне наиболее надежным средством установления справедливого решения или познания права является простое толкование кодекса. Юристы других стран, вероятно, думали так же, когда            в этих странах, в свою очередь, появились кодексы. Это предполагаемое совпадение между правом как выражением справедливости и законом, выражающим волю законодателя, могло в свое время ввести в заблуждение, поскольку очень далеко от реальности. Такой подход мог быть идеалом правовых школ, господствовавших во Франции в XIX веке, но никогда не был полностью принят практикой, а в настоящее время и в теории все более открыто признают, что абсолютный суверенитет закона является фикцией,          и что наряду с законом существуют и иные важные источники права. Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источник права значит противоречить всей правовой традиции. Университеты, в которых формировались юридические концепции, опирались на римские законы                и использовали их. С другой стороны до XIX века интерес к национальному закону не проявлялся. Школа естественного права, начиная с XVII века, требовала, чтобы законодатель санкционировал своим авторитетом справедливые нормы, созданные доктриной, основанной на природе и разуме. Но, предполагая новую технику кодификации, эта школа никогда не смешивала право и закон и не утверждала, что изучение только закона позволяет узнать, что такое право.

Для того чтобы отбросить  традиционный взгляд, утверждавший, что право и закон это не одно и то же, понадобилась революционная смена позиций,                 в итоге которой изменилось само определение природы права. В нем стали видеть выражение не справедливости, а воли государства. Именно так в России относились к праву в течение Советского периода. Итак, во главу угла была поставлена позитивистская теория права, считающая, что закон является единственным источником права. В настоящее время происходит значительное смягчение позиции юристов до такой степени, что можно говорить                            о возрождении доктрины естественного права. Сторонники позитивизма отказались от понимания закона таким, каким он представлялся в XIX веке. Сейчас они признают творческую роль судей. Никто не считает более закон единственным источником права и не полагает, что чисто логическое толкование закона может во всех случаях привести к искомому правовому решению. Закон, таким образом, не умоляя его особого значения в праве, следует рассматривать не как "истину в последней инстанции", а как своего рода рамки, в которых открыт простор для творческой деятельности и поиска справедливых решений.

 

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ЗАКОНОВ,

КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ

 

Юридическая сила служит критерием классификации нормативных правовых актов, их подразделения на два основных группы: законы                            и подзаконные нормативные акты. В каждой правовой системе определяется иерархия в зависимости от юридической силы, т.е. жесткая система соподчиненности нормативных актов. Издаваемые местного государственного управления и органами местного самоуправления нормативные акты находятся в низу иерархии. Вверху ее находятся издаваемые высшими органами государственной власти нормативные акты (законы, статуты), которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконным актам. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться                     на основе закона и во исполнение закона. Сложившаяся и поддерживаемая            в каждой стране иерархия нормативных актов имеет существенное значение для упорядочения процесса правоприменения и правотворчества,                       для формирования и поддержания режима законности и конституционности.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению                     к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды                     в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

 

1. Конституция. Конституция является основным законом государства.              Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

- Конституция носит  учредительный характер, т.е. устанавливает  основы регулирования общественных  отношений, основы государственного, общественного строя. Положения  Конституции находят свое развитие                        в отраслевом законодательстве.

- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов,                      их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2. Федеральные конституционные законы.

Федеральные конституционные  законы (ФКЗ) принимаются только                   по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3. Федеральные законы.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие  положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

- текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные  акты обладают преимуществом                по сравнению с текущим законодательством, так как являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4. Законы субъектов федерации.

Законы субъектов федерации  распространяют свое действие только                      на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

5. Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение  закона,

3) не могут противоречить  закону.

Классификация подзаконных  актов Российской Федерации в  порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

· указы Президента;

· постановления Правительства;

· акты министерств и  ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

· акты исполнительных органов  субъектов РФ: указы Президентов                       (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

 

2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ЗАКОНОВ,

КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ ПО КАЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ

 

Хотя законы схожи  между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они  значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные  и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

К числу конституционных  законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 от голосов депутатов парламента.                            Для конституционных законов определена более сложная процедура                        их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами.

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы,                    они обладают высшей юридической силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции                  и конституционных законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов

Обыкновенные законы делят на две основные группы: кодификационные             и текущие. К кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы – это федеральный закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения урегулирования сфер общественной жизни или определенных отраслей права. Кодекс - законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ).

Еще одно деление закона – по отраслям права, оно имеет  важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении), в которых есть нормы административного и других отраслей права.

Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют  с другими нормативными правовыми актами.

Правительство Российской Федерации издает постановления, которые  влияют на законы и развитие в них  содержащихся положений. Они принимаются  наиболее важным вопросам социального, хозяйственного и культурного строительства. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Указам Президента они могут быть отменены Президентом Российской Федерации. В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, обязательны для воплощения в жизнь на всей территории Российской Федерации. Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80—89 Конституции РФ).

Вместе с перечисленными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и  другие аналогичные им по своему характеру акты. Это акты центральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, ведомств, министерств) - на уровне Федерации. Республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти – это нормативно-правовые акты на уровне субъектов Федерации. К этим же актам, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации причислены уставы краев и областей, устанавливающие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области             и автономных округов.

Информация о работе Закон как источник права. Понятия и классификация