Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть значение закона как источника права.
Задача работы – анализ системы источников права в целом, истолкование понятия и признаков закона в частности, освещение законодательного процесса, рассмотрение различных характеристик законов и обобщение проанализированной темы в заключении.
Введение
Глава 1. Закон в системе источников права.
1.1. Система источников права.
1.2. Понятие и признаки закона.
1.3. Общие особенности разработки и принятия закона.
Глава 2. Виды законов.
2.1. Общая характеристика законов.
2.2. Характеристика видов законов, классифицированных по юридической силе.
2.3. Характеристика видов законов, классифицированных по качественным признакам.
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Теоретический анализ литературы показывает, что данная тема «Закон как источник права: Понятие, классификация» рассматривается довольно широко. В результате изучения этой проблемы был получен материал, анализ которого позволил заключить:
1) Закон регулирует наиболее важные общественные отношения и подкрепляется силой государственного принуждения. В романо-германских правовых системах закон обладает верховенством, т.е. является основной, базовой формой права и обладает высшей юридической силой. Законы схожи между собой по месту и роли в системе права, юридической силе, способу принятия, но, тем не менее, между ними есть существенные отличия, что позволяет их классифицировать по определенным критериям.
2) Центральное место в правовой системе отводится конституции, которая является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой в государстве, которая закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; отличается относительной стабильностью; является базой для текущего законодательства, а также отличается особым порядком принятия и изменения.
3) В зависимости от значимости содержащихся норм в законах, в Российской Федерации различают конституционные и текущие законы. Эти законы, в свою очередь, различаются по сфере действия: общефедеральные и законы субъектов федерации. По предмету правового регулирования выделяют законы: конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.
4) Законодательный
процесс регламентированный
5) Правовое регулирование в современных государствах, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений, осуществляется не только одними лишь законами, но и другими видами нормативных правовых актов, призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. Эти нормативные правовые акты условно объединяют понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Они развивают и конкретизируют положения законов и содержат значительную часть всех правовых предписаний.
Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Они также как и законы обязательны для исполнения, но их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно для законов.
Но, несмотря на это, закон объективно признается основным источником права. Это вызвано такими существенными преимуществами закона, как устойчивость, стабильность, большая четкость изложения материала, длительность существования и действия. Помимо этого, закон наделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. Остальным же источникам права отводится хотя и существенная, но все же вторичная роль. Они обладают меньшей юридической силой.
Благодаря своим преимуществам,
закон выступает главным
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1) Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2) Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. от 27.06.2011 № 157-ФЗ).
4) Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. от 21.02.2011 № 94) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
Основная литература
1) Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. – 640 с.
2) Матузов, Н.И.; Малько, А.В. Теория государства и права: Учеб. – М. : Юристъ, 2009. – 542 с.
Дополнительная литература
1) Глобализация и развитие законодательства: очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин. – М. : ОАО «Издательский дом Городец», 2004. – 464 с.
2) Зинченко, С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. –М. : Волтерс Клувер, 2007. – 152 с.
3) Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Учебник. – М. : Высшее образование, 2008. – 325 с.
4) Концепции развития российского законодательства / Под ред.: Орловский Ю.П., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. – М. : Городец, 2004. – 848 с.
5) Лукьянова, Н.Г. Право и мораль как нормативно-ценностные регуляторы поведения человека. Моногр. – Пятигорск : РИА-КМВ, 2006. – 180 с.
6) Марченко, М.Н. Источники права: Учеб. пособ. – М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 760 с.
7) Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. – 382 с.
8) Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х т. / Авт.-сост. М.Н. Марченко. – М. : Городец, 2004.
9) Шувалов, И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. – М.: НОРМА, 2006. – 144 с.
Информация о работе Закон как источник права. Понятия и классификация