Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:26, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение избирательного процесса в Российской Федерации, а также преодоление правовой неграмотности в данном вопросе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, которые отразили структуру ее основной части:
– дать характеристику понятия избирательного процесса;
– рассмотреть стадии избирательного процесса в российском законодательстве, в частности назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие избирательного процесса в Российской Федерации……….....6
Глава 2. Стадии избирательного процесса по Российскому
законодательству…………………………………………………………………10
2.1 Назначение выборов…………………………………………………………10
2.2 Составление списков избирателей…………………………………………..13
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков……….16
2.4 Формирование избирательных комиссий…………………………………..18
2.5 Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов………………….20
2.6 Предвыборная агитация………………………………………………………29
2.7 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов
выборов и их опубликование……………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………….37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Гуманитарный институт
Юридический факультет
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право»
Выполнила:
студентка 2-го курса группы 3283-зу
________________Д.А. Иванова
«____» ______________ 2015 г.
Проверил:
кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственно-
правовых дисциплин
__________________А.В. Гусев
«____» ______________ 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие избирательного процесса в Российской Федерации……….....6
Глава 2. Стадии избирательного процесса по Российскому
законодательству……………………………………
2.1 Назначение выборов………………………………
2.2 Составление списков
избирателей…………………………………………..
2.3 Образование избирательных
округов и избирательных
2.4 Формирование избирательных комиссий…………………………………..18
2.5 Выдвижение, сбор подписей
и регистрация кандидатов………………
2.6 Предвыборная агитация………………………
2.7 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов
выборов и их опубликование……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….37
Введение
Конституция Российской Федерации (статьи 3, 32) [1] устанавливает, что высшим непосредственным выражениям власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуп-равления, а также участвовать в референдуме.
Любое демократическое государство немыслимо без проведения выбо-ров. Основой представительной демократии и является проведение периоди-ческих и свободных выборов.
Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятель-ностью государственных и муниципальных органов, главным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответственно суверен-ного народа. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти как в субъектах Российской Федерации так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет избирательное законодательство, представляющее совокуп-ность законодательных актов.
Неотъемлемой частью демократической, республиканской системы явля-ется избирательный процесс как способ, средство формирования штата госуда-рственных служащих посредствам волеизъявления граждан, всенародных выборов. Данная система процедур и действий является, выполненная с соблю-дением всех правил и предписаний, гарантом самостоятельности и суверените-та народа, его свободы.
В современный период, в условиях нарастающего общественного недове-
рия ко всем институтам власти все большую актуальность приобретает пробле-ма изучения данного вопроса. Так, к примеру, в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 года № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федераль-ный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8] произошли следующие изменения в избирательном законодательстве: на выборах депутатов представи-тельных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц мест-ного самоуправления теперь можно проголосовать «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов»). Соответствующая графа включена в изби-
рательные бюллетени. Предусматривается, что выборы должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборы депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу признаются несостоявшимися, если против всех кан-
дидатов проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов.
Рассматривая вопрос об избирательном процессе, можно сказать, что многие авторы в своих работах затрагивают данную тему. Так, М.В. Сербин [13] в своей статье «Формы участия политических партий в избирательном процессе в Российской Федерации» рассматривает основные формы участия политических партий в избирательном процессе в Российской Федерации. Основной упор делается на такие формы, как регистрация кандидатов, предвыборная агитация, формирование избирательных фондов и другое.
Автор же статьи «Становление избирательной системы Российской Федерации» Н.В. Черкашина [14] дает оценку происходящих изменений изби-рательной системы Российской Федерации за последние годы. Анализируются основные нововведения в избирательную систему, представлены возможные изменения для дальнейшего ее совершенствования.
Объектом данной работы являются общественные отношения, складыва-ющиеся в рамках осуществления избирательного процесса.
Предметом работы являются нормы избирательного права, содержащие-ся в международно-правовых актах, Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Целью представленной работы является изучение избирательного процес-са в Российской Федерации, а также преодоление правовой неграмотности в данном вопросе. Для достижения поставленной цели решаются следую-щие задачи, которые отразили структуру ее основной части:
– дать характеристику понятия избирательного процесса;
– рассмотреть стадии избирательного процесса в российском законода-тельстве, в частности назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение, сбор подписей и регистрация кандида-тов; предвыборная агитация; голосование, подсчет голосов избирателей, уста-новление результатов выборов и их опубликование.
Глава 1. Понятие избирательного процесса в Российской Федерации
Наряду с общим логическим единством избирательного процесса необхо-
димо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нужда-ми, целями и методами осуществления.
Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя устано-вленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избиратель-ных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершен-ность и легитимность избирательного процесса при формировании представи-тельного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов [10].
Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию вы-полнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обес-печивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выбор-ных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслужи-вающий, вспомогательный характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологичес-кие элементы организации избирательного процесса в том или ином объеме своих функциональных характеристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса [9].
Время избирательных действий – это одновременно политическое и юри-дическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выбо-ров и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологи-
ческое и юридическое значение. С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступа-ет в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно огра-ничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов сос-
тавляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Изби-рательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осущес-твления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса.
Наряду с технологическими компонентами (сроки, финансирование) соб-
ственно структурными элементами основных стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры и избирательные действия. Избирательные процедуры – это конкретный порядок совершения предусмотренных избира-тельным законодательством совокупности действий, принятия соответствую-щими избирательными комиссиями решений, которые обеспечивают реализа-цию избирательных прав участников выборов на соответствующих стадиях избирательного процесса.
Избирательные действия по характеру своего включения в структуры из-бирательной процедуры и стадии избирательного процесса являются их перви-чной организационно-правовой клеточкой, обеспечивая в ходе выборов их динамичное развертывание и завершение [12]. В избирательном законодатель-стве в рамках большинства стадий избирательного процесса закрепляются как требования для совершения избирательных действий, так и определенные орга-низационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных избира-тельных процедур, которые с учетом соблюдения соответствующих сроков их выполнения в совокупности обеспечивают функциональную завершенность соответствующей стадии избирательного процесса, переход от одной стадии к другой, вплоть до последней – определения и опубликования результатов выборов. Обязательные и (или) факультативные избирательные процедуры, а также их сочетание на различных стадиях избирательного процесса закрепля-ются по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультатив-ная избирательная процедура может стать обязательной. Требования, предъяв-ляемые к структурным элементам стадии избирательного процесса, выражают-ся в необходимости соблюдения сроков совершения избирательных действий, выполнения избирательных процедур и продолжительности стадии избиратель-ного процесса и определенных количественных соотношений показателей избирательного процесса. При невыполнении основного процедурного вариан-та в действие вводится дополнительный процедурный вариант, обеспечиваю-щий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные законом сроки.
Избирательное законодательство представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечи-вают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к пос-
ледующим, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избира-тельных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и соблюдении предусмотренных законом сроков и правил их осущест-вления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные дейст-вия и процедуры являются юридически ничтожными, не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий [9].
Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции
Российской Федерации, Федеральном законе от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [2], Федеральном законе от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3], Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4], региональных и муниципальных нормативных актах.
Глава 2. Стадии избирательного процесса по Российскому
законодательству
2.1 Назначение выборов
Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является поря-
док назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет поря-
док назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципаль-ных образований.
Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводят-ся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральны-ми конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципаль-ных образований. Выборы назначает уполномоченный на то орган или долж-ностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными норма-тивными правовыми актами.