Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:26, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение избирательного процесса в Российской Федерации, а также преодоление правовой неграмотности в данном вопросе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, которые отразили структуру ее основной части:
– дать характеристику понятия избирательного процесса;
– рассмотреть стадии избирательного процесса в российском законодательстве, в частности назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие избирательного процесса в Российской Федерации……….....6
Глава 2. Стадии избирательного процесса по Российскому
законодательству…………………………………………………………………10
2.1 Назначение выборов…………………………………………………………10
2.2 Составление списков избирателей…………………………………………..13
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков……….16
2.4 Формирование избирательных комиссий…………………………………..18
2.5 Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов………………….20
2.6 Предвыборная агитация………………………………………………………29
2.7 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов
выборов и их опубликование……………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………….37
вые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной влас-ти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений.
Такая система образования избирательных комиссий субъектов федера-
ции создает относительные условия независимости избирательных комиссий. Однако, если учесть сегодняшнюю ситуацию, когда «Единая Россия» практи-чески не имеет конкурентов на политической арене, то сразу же на память приходит монополия КПСС.
2.5 Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов
Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени опре-
деляющий весь ее дальнейший ход. Важнейший вопрос здесь – о субъектах права выдвижения кандидатов [10].
Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избиратель-ным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в сос-
таве списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом, иным законом путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропор-ционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков канди-датов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответст-венно этого законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образова-ния.
Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или от-
решения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, наз-
наченных в связи с указанными обстоятельствами.
Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муни-ципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по соб-
ственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом гла-
вы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муни-ципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном органе госу-дарственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.
Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выбо-
рах.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нес-кольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдви-жении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избира-тельному округу и в составе списка кандидатов.
Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выбо-
рах более чем одному инициатору выдвижения.
На основании статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ-
думе граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата, списка канди-
датов в соответствующую избирательную комиссию представляется письмен-ное уведомление.
Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кан-
дидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уве-домления, указанного в пункте 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о сог-
ласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обяза-
тельством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответст-
вующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к одному иному общественному объединению, зарегистрированным не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии пред-
ставления вместе с уведомлением и заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руко-водящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а также о том, что канди-дат является депутатом.
В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства и неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются такие сведения.
Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов канди-
дата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, это также указывается в заявлении кандидата.
Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лич-
но. Документы, указанные в пунктах 1-3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», могут быть пред-
ставлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с удостоверением подлинности подписи кандидата на заявлении.
Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке досто-
верности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки этих сведений в течение десяти и двадцати дней. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией и направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности предс-тавленных кандидатами сведений.
Установленный законом период, включающий в себя выдвижение канди-датов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки вы-
движения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.
Статья 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об осно-
вных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает возможность выдвижения кандида-тов в порядке самовыдвижения, которое производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.
На основании статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефере-ндуме граждан Российской Федерации» избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических пар-
тиях» [9]. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественны-
ми объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) ука-
занных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляе-мых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических пар-тий.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осущес-
твление функций в сфере регистрации общественных объединений и политиче-
ских партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выбо- рах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официально-
го опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов пуб-ликуют указанный список в государственных или муниципальных периодичес-
ких печатных изданиях и размещают его в сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.
В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объеди-
нение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, предста-
вляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с докумен-
тами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избира-
тельным объединением.
После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов.
Не менее половины депутатских мандатов в законодательном органе го-
сударственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избиратель-
ными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, получен-ных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подпи-си избирателей.
Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в под-держку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов не может превышать 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо соб-
рать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума не может превышать 5 процен-