Избирательный процесс в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение избирательного процесса в Российской Федерации, а также преодоление правовой неграмотности в данном вопросе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, которые отразили структуру ее основной части:
– дать характеристику понятия избирательного процесса;
– рассмотреть стадии избирательного процесса в российском законодательстве, в частности назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие избирательного процесса в Российской Федерации……….....6
Глава 2. Стадии избирательного процесса по Российскому
законодательству…………………………………………………………………10
2.1 Назначение выборов…………………………………………………………10
2.2 Составление списков избирателей…………………………………………..13
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков……….16
2.4 Формирование избирательных комиссий…………………………………..18
2.5 Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов………………….20
2.6 Предвыборная агитация………………………………………………………29
2.7 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов
выборов и их опубликование……………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

В целом в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня назначаются законодательным органом либо испол-нительным органом государственной власти, представительным органом мест-ного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судеб-

ном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия.

Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт «а» статьи 84, часть 2 статьи 96), статья 6 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания – день голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт «д» статьи 102) и статья 5 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выбо-

ров депутатов законодательных органов, глав исполнительных органов госу-

дарственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях «рамочного» федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Составление списков избирателей

 

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознаком-ления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответст-

вующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [11], федеральными конституци-онными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования актив-ным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане, которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преи-мущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоян-ного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка [9].

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на тер-ритории соответствующего муниципального образования, если эти военнослу-жащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведе-нии выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки изби-рателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

Список избирателей составляется соответствующей избирательной коми-ссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной ин-формационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на ос-новании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, команди- ром воинской части.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избиратель-ным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостовере-ние или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей при его явке в день голосова-ния в помещение участковой избирательной комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об изби-рателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирате-лей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии либо окружной и избира-тельной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избира-тельную комиссию – также председателем и секретарем участковой избира-тельной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секрета-

рем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печа-

тями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.

Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям, комиссиям референ-дума списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее, чем за 10 дней до дня голосования.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и пред-ставляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 10 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Образования избирательных округов  и избирательных участков

 

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов испол-нительными органами государственной власти или органами местного самоуп-равления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избира-тельная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, входящих в каждый из-бирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число из-бирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представитель-

ный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.

Публикация схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представитель-ным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки, которые образуются главой муниципального образо-вания по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее, чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящих-ся на территориях иностранных государств, образуют руководители диплома-тических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избира-телей на каждом избирательном участке может не применяться при образова-

нии избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избира-тельных округов.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находя-щихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовы-ваться избирательные участки; такие избирательные участки входят в избира-тельные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосова-ния должны быть опубликованы главой муниципального образования не позд-нее, чем за 40 дней до дня выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Формирование избирательных комиссий

 

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК – назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государствен-ной Думы; пять членов ЦИК – назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законо-дательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; пять – Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) составляет пять лет.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации претерпел существенные изменения в ходе совершенствования избирательной системы в Российской Федерации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 года) [5] формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществлялось законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.  Но это привело к тому, что нарушался принцип формирования комиссий – паритетная основа. В ряде ре-гионов избирательные комиссии на две трети состояли из членов, назначенных законодательным органом, что подрывало принцип независимости комиссии [10].

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (1997 года) [6] указанное противоречие было устранено: согласно статье 23 формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществлялось двумя ветвями государственной власти. При этом половина членов комиссии назначалась законодательным органом, а другая половина – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако, та-

кая ситуация также предполагала зависимость избирательных комиссий от органов власти субъектов федерации.

В статье 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участко-

Информация о работе Избирательный процесс в России