Институт общей и частной аварии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать необходимость существования и развития данных правовых институтов в морском праве.
Задача работы - полное, детальное изучение нормативной базы, регулирующей эти правовые институты, изучение научной литературы и судебной практики. Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет разделы, посвященные той или иной проблематике, заключения и библиографии. В первой главе рассматривается история возникновения правового института. Вторая глава посвящена рассмотрению понятия общая авария, ее признакам и видам, а также расчету убытков по общей аварии и распределению ее между участниками перевозки. В третьей главе детально разбирается вопрос частной аварии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование института морской аварии…………………6
История развития правового института морской аварии………………6
Современные правовые источники института морской аварии…………8
Глава 2. Общая авария…………………………………………………………..11
Понятие и признаки общей аварии………………………………………..11
Виды общей аварии………………………………………………………...21
Расчет убытков по общей аварии и распределение их между участниками перевозки………………………………………………………….28
Глава 3. Правовое регулирование частной аварии……………………………34
3.1. Понятие частной аварии…………………………………………………..34
3.2. Состав частной аварии……………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Транспортное право, КП (Общая и частная аварии).doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в порядке пункта 2 статьи 141 Кодекса внутреннего водного  транспорта Российской Федерации сторонами  чартера и грузовладельцем было достигнуто соглашение об определении  размеров общеаварийных убытков и их распределении согласно международным обычаям торгового мореплавания в Лондоне.

На основании изложенного, кассационная инстанция пришла к выводу, что  решение и постановление приняты  на основе всестороннего, полного и  объективного исследования доказательств, представленных в исчерпывающем объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда о применении норм материального права соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений или неправильного применения норм права и процессуального права не установлено.

Суд апелляционной инстанции дал  оценку всем имеющим значение для  дела доказательствам, установив, что  документально подтверждены обстоятельства причинения истцу убытков вторым ответчиком, факт наступления страхового случая и размер причиненных убытков.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от                        18 марта 2009 года по делу № А40-42981/08-61-433 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Порт Кимры» - без удовлетворения и отменить приостановление исполнения постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 года по делу                                                    № А40-42981/08-61-433, введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2009 года.

 

«Саппоро-Шиппинг» обратилась с иском Акционерному коммерческому банку «Расчетный Объединенный Союзный Европейский Банк» в связи с отказом в выплате денежных средств по гарантии. При разбирательстве дела было выяснено, что принципалом ООО «Грузовые перевозки» не были выполнены обязательства, предусмотренные соглашением о предоставлении обеспечения уплаты взноса по общей аварии, относящейся на груз от 28 ноября 2007 года, диспашей по частной и общей аварии судна «ALMIRA G», управляемого ООО «Саппоро-Шиппинг» от                15 мая 2008 года, объяснением аварийной диспаши от 28 марта 2009 года, а также обязанности уплатить взнос по общей аварии, причитающийся со стороны груза. В связи с чем, ООО «Саппоро-Шиппинг»» обратилось к АКБ «РОСЕВРОБАНК» о выплате денежных средств по банковской гарантии, однако банком в выплате средств было отказано. Гарант АКБ «РОСЕВРОБАНК» мотивировал свое решение, ссылаясь на несоответствие приложенных к указанному требованию документов условиям банковской гарантии от 4 декабря 2007 года № 3865-С/07, в том числе, несоответствие представленной диспаши по частной и общей аварии судна «ALMIRA G», управляемого ООО «Саппоро-Шиппинг» от 15 мая 2008 года, законодательству Российской Федерации ввиду отсутствия в документе расчета по распределению общей аварии между заинтересованными лицами, а также сведений о принципале, чьи обязательства обеспечены гарантией10.

Однако при разбирательстве  дела было установлено, что в представленной гаранту диспаше по частной и  общей аварии судна «ALMIRA G», управляемого ООО «Саппоро-Шиппинг» имеется расчет по распределению общей аварии между заинтересованными лицами. Кроме того, не была оспорена в течение срока, установленного п. 2 ст. 308 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (6 месяцев со дня ее получения). Наличие сведений о принципале в диспаше также установлено.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что диспаша по частной и общей аварии судна «ALMIRA G», управляемого              ООО «Саппоро-Шиппинг», от 15 мая 2008 года вступила в силу и действует в том виде, в котором она была составлена номинированным диспашером.

В результате Федеральный  арбитражный суд Московского  округа постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 апреля 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля            2010 года по делу № А40-173221/09-29-1203 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО АКБ «РОСЕВРОБАНК» - без удовлетворения.

 

 

2.2 Виды общей аварии.

В зависимости от характера  разумных, намеренных и чрезвычайных мер по устранению общей или частной  опасности для людей, имущества  и окружающей среды Кодекс торгового мореплавания, как и Йорк-Антверпенские правила делят общую аварию на виды.

1. Общая авария, вызванная заходом судна в место убежища, регулируется ст.286 КТМ РФ11, в соответствии с п.1 которой общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращения судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности. Среди причин, вызвавших заход в порт-убежище могут быть тяжелые метеорологические условия, смещение груза, авария судовых механизмов либо столкновение судов и необходимость проведения ремонта в результате столкновения. Кроме этого, если после захода в порт-убежище выяснится, что необходимый ремонт в нем произвестись не возможно, тогда судно может быть перемещено в другой порт. В это случае расходы по буксировке судна в другой порт, по проведению ремонта и другие расходы, связанные с удлинением рейса, признаются общей аварией. В случае признания расходов при заходе судна в порт-убежище общей аварией, расходы, связанные с выходом судна из этого порта также признаются общей аварией.

Расходы на заработную плату и довольствие  членов экипажа судна, топливо и  предметы снабжения, произведенные в связи с продлением рейса в результате захода, признаются общей аварией.

2. Общая авария вследствие перемещения на борту судна, выгрузки либо обратной погрузки груза, топлива или предметов снабжения регулируется ст. 287 КТМ РФ, а также пунктами b и c правила X Йорк-Антверпенских правил. Очень часто после захода в порт-убежище необходимо произвести перегрузку груза, топлива или снабжения или осуществить выгрузку груза для производства ремонта судна. Условиями признания расходов в результате таких действий являются необходимость произвести перекладку и выгрузку в целях получения возможности устранить повреждения судна, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если устранение их необходимо для безопасного продолжения рейса. Потребность в ремонте должна неизбежно вытекать из имевшего место чрезвычайного обстоятельства, в противном случае расходы не будут признаны общей аварией. Пункт 2 ст. 287 КТМ РФ к общей аварии относит также разумные расходы на хранение, обратную погрузку груза, топлива, снабжения, расходы по страхованию, дополнительные расходы, вызванные задержкой в связи с обратной погрузкой.

3. Расходы на временный ремонт судна регулируются ст. 288 КТМ РФ и предусматривают два случая временного ремонта, влекущие за собой разные последствия. В первом случае относятся к общей аварии расходы на временный ремонт судна, проведенный в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна ради общей безопасности или для устранения повреждений вследствие общеаварийных пожертвований.

Во втором случае временного ремонта расходы на временное  устранение случайных повреждений, необходимое для завершения рейса, возмещаются в размере только тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если такое устранение не было бы проведено. Целью данного положения является ограничение возможности распределения в порядке общей аварии расходов, которые должно нести лицо (в первую очередь судовладелец), при обычных обстоятельствах.

4. Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности. Данный вид общей аварии связан с предыдущим и подразумевает, что при обоснованной задержке судна в каком-либо порту или месте вследствие несчастного случая, пожертвования или другого чрезвычайного обстоятельства ради общей безопасности или для устранения повреждения расходы на заработную плату и довольствие экипажа, расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие за время такой задержки, признаются общей аварией.

В период нахождения судна  в порту-убежище и устранения полученных повреждений может быть установлено, что часть повреждений не связана с аварией или чрезвычайными обстоятельствами, имевшими место во время рейса. Тогда расходы по заработной плате, израсходованному топливу, снабжению и портовые расходы, понесенные в процессе задержки, необходимой для устранения таких повреждений, не должны признаваться общей аварией (это относится и к случаям, когда без устранения обнаруженных повреждений судно не может безопасно продолжить рейс).

5. Расходы на спасание признаются общей аварией только в том случае, если спасание осуществлялось в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, вне зависимости от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом. Таким образом это могут быть как профессиональные спасатели, получающие вознаграждение в зависимости от стоимости спасенного и затраченных усилий, а может быть и абсолютно любое судно, которое также может рассчитывать на справедливое вознаграждение. Распределение общих убытков между судном, грузом и фрахтом определяется прежде всего тем, что размеры вознаграждения достигают значительных сумм, и в большей степени в признании таких расходов общей аварией заинтересован судовладелец, так как он страдает более остальных. Во-первых, в большинстве случаев, общеаварийные расходы производятся за счет судовладельца. Во-вторых, происшествие, вызывающее необходимость спасания судна и груза (посадка на мель, удар о подводное препятствие) нередко влечет существенные повреждения судна и его обесценение, вплоть до списания. В подобных случаях может оказаться, что благодаря общеаварийным расходам достигается в большей степени спасение груза, чем судна. Основная часть общей аварии и падает в этом случае на груз.

6. Общая авария, вызванная принятием мер по спасанию подразумевает:

а) убытки, причиненные  судну или грузу вследствие пожертвования  ради общей безопасности; убытки, причиненные  выбрасыванием груза за борт судна;

б) убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара в результате намеренных и разумных действий. К таковым ст. 292 КТМ РФ12 относит убытки от выбрасывания груза за борт судна, от выбрасывания судна на берег, от затопления судна, другие убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара. Кроме того, сюда нужно относить и убытки, связанные с ликвидацией последствий пожара (например, просушка, рассортировка);

в) убытки, причиненные  намеренной посадкой на мель в целях  избежания гибели судна и груза  в результате затопления. Чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна путем выгрузки груза, топлива, снабжения и другие, а также расходы на обратную погрузку после снятия судна с мели и другие убытки относятся к общей аварии. При этом не имеет значения, произведена ли посадка судна на мель намеренно или случайно13;.

г) убытки, причиненные  судну повреждением двигателей, других машин или котлов при снятии судна  с мели.

7. Расходы, вызванные  мерами по предотвращению или  уменьшению ущерба окружающей  среде. Данный вид общей аварии признается таковой при наличии определенных признаков. Во-первых, расходы должны производиться в рамках операции, которая осуществляется для общей безопасности и которая, если бы она осуществлялась третьей стороной, давала бы право на вознаграждение за спасение. Во-вторых, являются условием захода или выхода аварийного судна из порта-убежища, выдвинутым соответствующими властями. Однако, если фактически имеет место утечка или слив загрязняющих веществ с судна, расходы, вызванные необходимыми в связи с этим дополнительными мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде, не признаются общей аварией. В-третьих, необходимы для того, чтобы судно могло оставаться в порту-убежище.

8. Общая авария от  повреждения или гибели груза,  топлива либо предметов снабжения регулируется ст. 294 КТМ РФ и соответствует Правилу XII, в соответствие с которыми убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо предметов снабжения, причиненные в результате перемещения их на судне, выгрузки из судна, обратной погрузки на судно и укладки, а также в результате их хранения, признаются общей аварией в случаях, если расходы на указанные операции признаются общей аварией.

9. Убытки от потери  фрахта, вызванной потерей груза, признаются общей аварией при условии распределения убытков от потери груза в качестве общей аварии. Статья 295 КТМ РФ основана на Правиле XV и, как видно из смысла, является дополнением производной от ст. 292 КТМ РФ. Таким образом, в случае непризнания убытков, понесенных в результате потери груза общей аварией, убытки от потери фрахта так же будут распределяться в порядке общей аварии.

Следует учесть, что при распределении убытков от потери фрахта в порядке общей аварии из фрахта исключаются расходы, которые в целях его получения были бы произведены судовладельцем, но вследствие пожертвований не были произведены. Из фрахта исключаются расходы, относящиеся непосредственно к грузу, а расходы на заработную плату и довольствие экипажа сохраняются.

10. Заменяющие расходы  признаются общей аварией при  наличии определенных условий. В соответствии со ст. 296 КТМ РФ и Йорк-Антверпенскими правилами расходы, произведенные вместо других расходов, которые подлежали бы возмещению по общей аварии, должны рассматриваться как общая авария. Таким образом, они имеют признаки расходов, сокращающих общеаварийные расходы, или способствуют завершению рейса без снижения влияния общеаварийных расходов. Заменяющие расходы довольно распространены на практике. К таковым, в частности можно отнести расходы по буксировке аварийного судна непосредственно в порт назначения вместо захода в порт - убежище для производства ремонта (с возможной выгрузкой груза, топлива, снабжения), расходы по временному ремонту судна. Условием переотправки груза или буксировки судна с грузом до порта назначения является сокращение расходов, которые были бы признаны общей аварией. Следовательно, заменяющие расходы должны находиться в пределах суммы общеаварийных расходов, которых удалось избежать.

Совершение заменяющих расходов на практике подлежит согласованию с грузовладельцами или страховщиками, за исключением случаев очевидности целесообразности таких расходов. При этом на общую аварию относят в большинстве случаев заменяющие расходы, если у сторон была альтернатива: произвести общеаварийные расходы или заменить их другими, дополнительными.

Информация о работе Институт общей и частной аварии