Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.
Задачи:
- провести теоретический анализ понятия и особенностей государственного механизма;
- исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.

Содержание

Введение
1. Государственные механизмы в системе управления
1.1 Понятие и структура государственного механизма
1.2 Органы государственной власти, как механизм государства
1.3 Негосударственные элементы государственного механизма
2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления
2.1 Государственно-частное партнерство в России
2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Миша.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Государственные механизмы в системе управления

1.1 Понятие и структура государственного механизма

1.2 Органы государственной власти, как механизм государства

1.3 Негосударственные элементы государственного механизма

2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления

2.1 Государственно-частное партнерство в России

2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

Введение

 

Государственное управление – это властное упорядочивающее  воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.); целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной власти, осуществляющей функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Содержание, формы и  методы государственного управления определяются историческими условиями экономического, социально-политического и культурно-национального развития общества, особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом и интересами правящей элиты, формой государственного устройства, сложившимся режимом властвования. Однако вызовы внешней среды вынуждают государство реформировать административную систему, приспосабливая ее к происходящим глобальным изменениям. Эти изменения могут приводить к необходимости сокращения государственных расходов, оптимизации структуры органов государственной власти и выполнения государственных функций в условиях рыночной экономики, повышения качества предоставления государственных услуг, а также становления полноправного гражданского общества и укрепления доверия к органам государственной власти со стороны населения и бизнес-сообщества.

В настоящее время  меры по формированию эффективного механизма  государственного управления принимаются в России на всех уровнях. Сложившаяся в России сырьевая ориентация экономики не может обеспечить высокое качество экономического роста и устойчивую социальную ориентацию экономики. Перед обществом стоит задача перехода на инновационное развитие и осуществление реальной модернизации экономики. В этих условиях осуществляется активный поиск механизмов стимулирования инвестиционной активности частного капитала и при этом обеспечения наиболее эффективного сочетания интересов государства и предпринимательских структур. В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-частное партнерство (ГЧП).

Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.

Задачи:

- провести теоретический  анализ понятия и особенностей государственного механизма;

- исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

 

1. Государственные механизмы в системе управления

1.1 Понятие и структура государственного механизма

Любое государство свои функции выполняет при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.

Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции.

Основными признаками механизма государства являются следующие:

- механизм государства  - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

- механизм государства  состоит из особой группы людей,  профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

- органы государства  при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

- каждый элемент механизма  (органы государства) обеспечивает  эффективное функционирование государства в целом;

- для осуществления  задач и функций государства  органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.

Основными принципами механизма государства являются принципы: разделения властей; гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны; демократизма в формировании и деятельности государственных органов; законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства

До недавнего времени  понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». Представителями этой точки зрения являются, в частности, М.Хмелин, А.Денисов, В.Корельский, М.Байтин, А.Черданцев и др. При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле.

В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями. В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий, т.е. в понятие механизм государства включаются также и другие структуры, опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Под структурой государственного механизма понимают его внутренне строение, порядок расположения его элементов, их соотношение и взаимосвязь. Структурными элементами механизма государства являются:

1) Государственный аппарат  – совокупность государственных  органов, наделенных властными  полномочиями для осуществления  государственной власти.

2) Государственные органы – элементы механизм государства, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

3) Государственные организации  – элементы механизма государства,  которые призваны осуществлять охранительную функцию государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция и т.п.);

4) Государственные учреждения  – элементы механизма государства,  осуществляющие непосредственную  практическую деятельность по  реализации функций государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах, непосредственно государственными властными полномочиями не обладающие (библиотека, поликлиника, школа, театр и др.);

5) Государственные предприятия  – элементы механизма государства,  представляющие собой систему предприятий, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность в целях материального обеспечения функционирования государства.

6) Государственные служащие  – лица, специально занимающиеся  управлением в государстве;

7) Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности государственного аппарата и механизма государства в целом. Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов, которым государство передает часть своих функциональных полномочий, и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства.

 

1.2 Органы государственной власти, как механизм государства

Как уже было отмечено ранее, государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности. Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:

- наличие у каждого органа государства государственно-властных полномочий;

- органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);

- каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью механизма государства и тесно взаимосвязан с иными органами;

- орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;

- орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);

- в деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.

Выделяют виды органов государства в зависимости от:

  1. принципов разделения властей (законодательные, (представительные) исполнительные и судебные органы);
  2. организационно-правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно-распорядительные, (органы экономики, социально-культурной сферы, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);
  3. сферы деятельности (высшие, центральные, местные (муниципальные) органы);
  4. способов формирования (первичные и производные органы);
  5. федерального устройства государства (федеральные и органы субъектов федерации);
  6. способа осуществления властных полномочий (единоначальные - президент, прокурор; коллегиальные - Правительство, Государственная Дума);
  7. сроков полномочий (постоянные и временные);
  8. правовых форм деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.

В приведенной выше классификации  видов органов государства основное место занимают следующие государственные органы.

Представительные (законодательные) органы. В РФ - это Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности.

Исполнительно-распорядительные органы. В РФ образованы федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.

Судебные органы. В РФ в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных единиц, военные, специализированные суды, мировые судьи и др. - осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юридических лиц и т.п.

Государственными органами также являются и правоохранительные органы, наделенные государственно-властными полномочиями. К ним относятся: органы прокуратуры, ОВД, ФСБ, внешней разведки, ФНС, таможенные органы и др.

1.3 Негосударственные элементы государственного механизма

Наряду с государственными органами и должностными лицами –  представителями государственной  власти важную роль в государственном  механизме играют общественные организации, которые, не являясь органами государства, вместе с тем активно участвуют в процессе реализации государственных функций и оказывают в достаточной степени заметное влияние на эффективность государственной деятельности. В условиях демократизации общественных отношений государство поощряет социальную активность граждан, направленную на самостоятельное решение вопросов, связанных с реализацией прав и законных интересов, разрешением споров о праве и юридических конфликтов, обеспечением правопорядка в местах проживания.

Общественные организации  функционируют на основании принципов  самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. В отличие от государственных органов, создаваемых по «инициативе сверху» и представляющих результат властной деятельности государства, общественные организации создаются в ходе добровольного объединения людей, движимых частными интересами, которые по своему содержанию не противоречат интересам публичного (общегосударственного) характера, но и не поглощаются ими. При этом реализация частных интересов осуществляется за счет собственных ресурсов соответствующей организации.

Информация о работе Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления