Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:25, курсовая работа
Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.
Задачи:
- провести теоретический анализ понятия и особенностей государственного механизма;
- исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.
Введение
1. Государственные механизмы в системе управления
1.1 Понятие и структура государственного механизма
1.2 Органы государственной власти, как механизм государства
1.3 Негосударственные элементы государственного механизма
2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления
2.1 Государственно-частное партнерство в России
2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы
В настоящее время
тенденции, прослеживающиеся в экономической
политике Красноярского края, отражают
рост удельного веса добывающих и
обрабатывающих производств в регионе
за счет осуществления крупных
В 2012 году высокий уровень инвестиционной активности сохранился – темп роста инвестиций составил 115,5%, объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций достиг 376,1 млрд. рублей (2011 год – 303,9 млрд. рублей, темп роста – 113,2 процента). В целом, за 2005-2012 годы инвестиции в экономику края в сопоставимых ценах увеличились в 4,1 раза.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в 2012 году увеличился на 15,4% и достиг 311,2 млрд. рублей. По предварительным данным в 2012 году по объему и темпам роста инвестиций в основной капитал Красноярский край сохранил лидерство в Сибирском федеральном округе и присутствие в первой десятке инвестиционно-активных регионов Российской Федерации (шестое место).
Правительством края осуществляются меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению финансирования в регион. В Красноярском крае утвержден ряд нормативно-правовых актов определяющих правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории края, а также устанавливающих формы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти. Так, региональным законодательством предусмотрены следующие меры стимулирования инвестиционной деятельности:
- субсидирование части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов;
- бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, включая разработку проектно-сметной и разрешительной документации;
- предоставление государственных гарантий Красноярского края;
- предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам;
- предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций;
- различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Красноярском крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий, согласно законодательству, включающая в себя:
- субсидирование хозяйствующим субъектам части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговых платежей по имуществу в рамках реализации инвестиционных проектов;
- предоставление бюджетных инвестиций (взносы в уставный капитал государственных предприятий края, финансирование инфраструктурных объектов в части затрат на создание проектно-сметной и разрешительной документации, проведение геологоразведочных работ, строительство инфраструктурных и инженерных объектов в муниципальных образованиях края);
- выдачу государственных гарантий Красноярского края хозяйствующим субъектам региона.
В соответствии с разработанной региональной нормативной базой в крае реализуются процедуры отбора проектов для оказания по ним государственной поддержки. Приоритетными здесь являются инвестиционные проекты, направленные на модернизацию производства и внедрение новых технологий. В настоящее время на территории края реализуется ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов, что обуславливает приток инвестиций в регион:
Региональным Законом «О краевом бюджете» предусматривается выделение средств на бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц для реализации инвестиционных проектов, в том числе на условиях ГЧП, составляющее своего рода «Инвестиционный фонд края». За его счет в 2008-2012 годах производилось финансирование таких крупных инвестиционных проектов как:
- «Создание природного парка краевого значения «Ергаки» (объем бюджетных инвестиций в проект составил 10 млрд. руб);
- «Реконструкция светосигнального оборудования аэропорта «Красноярск» (0,3 млрд. руб);
- «Реновация парка воздушных судов для региональных пассажирских перевозок» (0,2 млрд. руб);
- «Обновление подвижного состава государственных автотранспортных предприятий Красноярского края» (0,3 млрд. руб) и других инвестиционных проектов.
С целью стимулирования реализации крупных инвестиционных проектов и строительства объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов на период 2012-2013 гг. «Инвестиционным фондом края» предусмотрено выделение еще 6151 млн. руб. Всего, по данным предоставленным региональными органами власти, в Красноярском крае в настоящее время реализуются 13 инфраструктурных проекта, осуществление которых основано на применении механизмов ГЧП. Анализ региональных проектов в отраслевом разрезе показал, что наибольшее число проектов реализуется в энергетической (8 проектов) и транспортной (7 проектов) отраслях. Кроме того, реализуется 3 проекта комплексного развития территории, проекты в области здравоохранения, сельского хозяйства и прочих отраслях (рис.1).
Рисунок 1 - Реализация проекта, на основе на применении механизмов ГЧП
Однако, для реализации крупных инвестиционных проектов на принципах ГЧП на сегодняшний день наиболее значимым мероприятием является привлечение региональными органами власти Красноярского края средств Инвестиционного фонда РФ. Так, на реализацию инвестиционных проектов «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и «Строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района «Новалэнд» Правительству края удалось привлечь средства Инвестиционного фонда РФ в объеме 42203,5 млн. руб.
Как уже было отмечено, стоимостные показатели инфраструктурных проектов резко выделяют Красноярский край на фоне остальных субъектов СФО. В регионе реализуется наибольшее число масштабных капиталоемких проектов, инвестиционные вложения в осуществление которых превышают 20 млрд. руб. (11 проектов). Также большой удельный вес в общем количестве заявленных проектов имеют проекты, реализация которых стоит от 5 до 20 млрд. руб. и от 1 до 5 млрд. руб. (6 и 5 проектов соответственно).
С 2012 по 2013 год Правительством Красноярского края будет продолжено формирование перечня крупных инвестиционных проектов, для реализации их на принципах ГЧП, имеющих весомое значение для развития экономики, как края, так и РФ. Планируется сформировать предложения по расширению степени участия средств федерального бюджета и финансовых институтов в формировании инфраструктурных объектов в крае. Кроме того, Правительство Красноярского края планирует совершенствование нормативной базы и начать применение новых форм поддержки инвестиционных проектов с использованием такого механизма ГЧП, как концессия. В настоящее время ведется разработка концессионных процедур для строительства и реконструкции автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей развитие предприятий горнодобывающей промышленности.
Правительством края проводится работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона.
На официальном портале Красноярского края (www.krskstate.ru) для общего доступа на русском и английском языках размещен инвестиционный паспорт края с анализом потенциала и перспективами развития территории.
В первом квартале 2012 года
была завершена работа по разработке
Интерактивной карты
В целях повышения инвестиционной привлекательности края ежегодно проводится Красноярский экономический форум. По итогам IX Красноярского экономического форума, проведенного в феврале 2012 года, было подписано 17 соглашений с субъектами инвестиционной деятельности на общую сумму более 530 млрд. рублей.
С ноября 2012 года Красноярский край вошел в число регионов, внедряющих Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В крае созданы и реализуются
механизмы государственной
Проводимые в крае мероприятия формируют благоприятный климат и положительный имидж, создавая в целом инвестиционную привлекательность территории. По рейтингу инвестиционной привлекательности Красноярский край входит в группу регионов с высоким уровнем инвестиционного потенциала и умеренным уровнем инвестиционного риска
Таким образом, использование
механизма ГЧП может являться
действенным средством
Заключение
Завершая данную работу, кратко отметим следующее.
Государственное управление – это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной власти, осуществляющей функции государственного управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Государственный механизм – это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, которые определяются системой функций государства.
Основу государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно связанных с осуществлением тех или иных государственных функций. Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. В механизм государства включаются: органы государственной власти, административно-чиновничий аппарат, государственные учреждения, судебные органы, армия, полиция и др. учреждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой. Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства имеют свою специфику, предопределяемую особенностями того или иного типа государства.
Один из современных механизмов государственного управления является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) как стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре деятельности – от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг. К основным формам ГЧП в государственного управления относят: государственные контракты; арендные отношения; финансовую аренду (лизинг); государственно-частные предприятия; соглашения о разделе продукции (СРП); концессионные соглашения.