Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.
Задачи:
- провести теоретический анализ понятия и особенностей государственного механизма;
- исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.

Содержание

Введение
1. Государственные механизмы в системе управления
1.1 Понятие и структура государственного механизма
1.2 Органы государственной власти, как механизм государства
1.3 Негосударственные элементы государственного механизма
2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления
2.1 Государственно-частное партнерство в России
2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Миша.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

Отношения между государственными и негосударственными структурами  в государственном механизме могут быть условно названы отношениями социального симбиоза (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, осуществляет контроль за их реализацией, а также определяет и применяет меры юридической ответственности за выявленные правонарушения. В свою очередь негосударственные организации оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения и не допускают его перерастания в государственный произвол.

В зависимости от осуществляемых функций негосударственные организации, включаемые в государственный механизм, следует подразделять на властные структуры, органы общественного контроля и группы давления.

Властные структуры обладают определенным объемом властной компетенции и могут принимать самостоятельные решения по вопросам, входящим в их компетенцию. К числу властных структур могут быть отнесены органы местного самоуправления и третейские суды. Реализация ими властных полномочий осуществляется от имени государства в рамках определенного законом объема властной компетенции и в порядке предусмотренных законом процедур. Реализация этих полномочий подконтрольно государству, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций. К числу последних относятся, в т.ч. правоограничительные меры, осуществляемые при помощи средств государственного принуждения.

Органы общественного  контроля создаются в целях осуществления контрольных функций, сводящихся к экспертизе нормативно-правовых актов, а также к выявлению нарушений правопорядка и законности в деятельности исполнительных органов госвласти и органов местного самоуправления. В РФ на федеральном уровне общественный контроль осуществляет Общественная палата РФ. Кроме того, функцию общественного контроля осуществляют и СМИ.

Группы давления не наделены официальными властными полномочиями. Их деятельность направлена на оказание определенного влияния (лоббирования) на процесс выработки и принятия властных решений и получения в конечном итоге решения, в котором представители той или иной группы наиболее заинтересованы. К ним относятся политические партии и парламентские фракции, профсоюзы, финансовые корпорации и др.

Таким образом, механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

Помимо этого «механизм государства» включает в себя систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями.

 

 

2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления

2.1 Государственно-частное партнерство в России

Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики  любой страны всегда являлось слаженное взаимодействие государства и частного сектора. В последние годы наше государство изменило свои подходы к взаимодействию с бизнесом при решении проблем социально-экономического развития страны и стало активнее использовать новые инструменты. На сегодняшний день одним из наиболее перспективных направлений развития экономики является государственно-частное партнерство (ГЧП), представляющее собой институциональный и организационный альянс государства и частного сектора с целью реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях экономики.

Общеметодологические аспекты сотрудничества государства и частного бизнеса исследовали отечественные ученые и специалисты: Л.И. Абалкин, P.A. Белоусов, A.A. Гапоненко, О.Г. Голиченко, A.B. Дорждеев, В.В. Ивантер, В.А. Кабашкин, В.И. Кушлин, С.П. Пирогов, С.Э. Пивоваров, A.B. Сидорович и т.д. Возможности использования механизма государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов рассматривались в трудах В.Г. Варнавского, М.В. Вилисова, М.А. Дерябиной, A.C. Еганяна, В.А. Королева, Н.И. Ивановой, А.П. Патрона, В.А. Федоровича, Л.C. Черного, И.М. Шеймана и др.

Данный термин можно  рассматривать в широком и  узком смысле этого слова. В широком смысле ГЧП - это любое взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. Речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектор российских компаний за рубежом, совместной работе по улучшению имиджа России.

В широком смысле к  основным формам ГЧП можно отнести: государственные контракты, арендные отношения, финансовую аренду (лизинг), государственно-частные (совместные) предприятия, соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения. Именно последние на сегодняшний день являются наиболее привлекательной формой взаимодействия государства и частного капитала при осуществлении капиталоемких проектов.

В узком смысле ГЧП - это  совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства в бизнес-проектах. Для ГЧП в узком смысле - целью государства является привлечение частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Заинтересованность бизнес-сообщества в ГЧП также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса можно отнести следующее:

- возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса была минимальна;

- поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;

- ликвидация «узких мест» экономического развития, связанных с низким уровнем развития инфраструктуры, в том числе транспортной;

- повышение роли бизнеса в ключевых для него направлениях политики повышения качества человеческого капитала.

Основные формы ГЧП: Контракты на управление и арендные договоры, Концессия, Проекты, предполагающие новое строительство, Частичная приватизация активов. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу.

Основными факторами, определяющими  форму в конкретных проектах, являются: особенности национального законодательства; схемы распределения инвестиционных рисков; опыт организации необходимых для партнерства контрактных отношений; отраслевая принадлежность проекта или вида деятельности; определение плательщика за услуги объекта и последствий для него (них) выбранной формы. В РФ используются следующие формы ГЧП:

1) государственные контракты  с инвестиционными обязательствами  частного сектора;

2) аренда государственного  имущества;

3) участие в капитале;

4) концессии (концессионные соглашения);

5) соглашения о разделе  продукции (СРП);

6) контракты, сочетающие  в себе различные виды работ  и отношений собственности.

Основные различия между  рассмотренными формами ГЧП систематизированы  и представлены в виде таблицы (Приложение 1).

Неотъемлемой частью систем хозяйственного партнерства  государства и бизнеса являются механизмы государственного управления и регулирования. Государство формирует институциональную среду партнерств, занимается вопросами организации и управления процессом ГЧП, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с властью и обществом в рамках партнерских проектов. Оно получает концессионные и арендные платежи, контролирует цены, доходы, качество услуг, выполнение частным оператором закрепленных в договоре обязанностей. Кроме того, государство вырабатывает тарифную и таможенную политику, стимулирующую частную деятельность на объектах государственной собственности, определяет субсидируемые из бюджета проекты. Набор механизмов государственного регулирования различается в зависимости от отрасли, типа партнерства, социальной значимости проектов и других факторов.

Отметим, что ГЧП представляет собой не простое объединение  ресурсов государства и бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов. Это взаимодействие может осуществляться в разнообразных институционально-экономических формах и на различных уровнях национального хозяйства (федеральном, региональном и муниципальном). Разнообразны и цели различных партнерств. С учетом задач бизнеса и государства, которые к числу ключевых направлений ГЧП можно отнести: создание инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; инновации; профессиональное образование и система переподготовки кадров; здравоохранение и социальные услуги.

Условия для использования  значительной части механизмов ГЧП в России уже созданы:

- концессионные соглашения (приняты базовые нормативные правовые акты, объявлен первый концессионный конкурс на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге);

- особые экономические зоны (регионы-победители конкурса по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа (Липецкая область (г. Липецк), Татарстан (г. Елабуга)) и технико-внедренческого типа (Санкт-Петербург, Москва (г. Зеленоград), Московская область (г.Дубна), Томская область (г. Томск)); зарегистрированы первые резиденты ОЭЗ; завершаются процедуры отбора регионов, где будут созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа; в перспективе планируется создать портовые ОЭЗ).

- инвестиционный фонд Российской Федерации (отобраны первые проекты);

- ОАО «Российская венчурная компания» и ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (приняты постановления Правительства Российской Федерации об их создании, финансирование будет осуществляться из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации);

- государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка (процесс формирования корпорации не завершен).

Согласно принятой в  настоящее время процедуре проекты, которые соответствуют установленным  критериям и получили положительные  заключения министерств и ведомств, рассматриваются Инвестиционной комиссией. Она формирует перечень инвестиционных проектов и пакеты документов по отобранным проектам общегосударственного значения и передает их в Минрегион РФ для организации рассмотрения в Правительственной комиссии.

Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим  общегосударственное значение, является координационным органом, образованным в целях формирования перечня инвестиционных проектов, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда. Состав комиссии утверждается Правительством РФ. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет Минрегион РФ. Проекты, одобренные Правительственной комиссией, включаются в перечень инвестиционных проектов, которые получат бюджетные ассигнования фонда. Данный перечень и паспорта включенных в него проектов подлежат утверждению Правительством РФ. Распоряжение Правительства РФ является основанием для заключения от его имени инвестиционного соглашения между ответственным исполнителем (ответственными исполнителями) и инвестором (инвесторами). После заключения инвестиционного соглашения и договора о предоставлении государственной гарантии РФ либо концессионного соглашения проект считается утвержденным и подлежит регистрации в Государственном реестре проектов.

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда могут предоставляться и для региональных инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов РФ в части объектов инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ и/или муниципальных образований, а также для реализации инновационных проектов.

Выбор государством партнера по проекту ГЧП – организационно сложный, дорогостоящий и зачастую длительный процесс. Он может продолжаться несколько лет. Так, в России между появлением Закона «О концессионных соглашениях» и подписанием первого такого соглашения прошло четыре года, два из которых ушло на проведение конкурса. В крупных проектах государство подключает самих претендентов к выработке ряда условий и согласовывает с ними отдельные положения и требования. Но как только контракт подписан, частная компания становится единственным партнером государства в реализации проекта и получает договорную правовую защиту для использования своих монопольных полномочий. Это главная причина, по которой правительство на этапе конкурсного отбора должно четко идентифицировать институциональную среду (регламент, критерии, процедуры) отбора претендентов и юридические основания для предоставления частной компании эксклюзивного права на управление государственным и муниципальным имуществом. Как свидетельствует мировая практика, конкуренция за рынок ГЧП позволяет снижать на 10-15% и более стоимость создания объектов, их оснащения на современной технологической основе, стабильного и качественного предоставления услуг населению. При этом на те же 10-15% за счет частного сектора соответственно увеличиваются объемы инвестиций либо снижаются бюджетные расходы.

Одним из основных инструментов управления и координации деятельности по развитию ГЧП на федеральном и региональном уровнях призваны стать ведомственные, региональные и отраслевые планы ГЧП.

2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края

госудаРассмотрим государственные механизмы в системе управления в процессе реализации ГЧП на примере Красноярского края (Сибирский федеральный округ). Несмотря на относительно высокие экономические показатели Красноярского края в СФО, недостаточность средств, выделяемых бюджетом на реализацию региональных проектов, на сегодняшний день является одним из наиболее значительных препятствий для модернизации изношенной инфраструктуры. Успешное решение данной проблемы основано на привлечении внебюджетного финансирования для осуществления инфраструктурных проектов.

Красноярский край, среди субъектов  СФО, является лидером по привлечению  инвестиций в региональные проекты. Экономика Красноярского края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании ресурсно-сырьевой базы края, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Информация о работе Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления