Использование принципов административной школы в современное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Административная теория Анри Файоля……………………………………..4
1.1 Зарождение административной теории А.Файоля………………………….4
1.2 Цели и функции административной теории А.Файоля…………………….6
2. Использование принципов административной школы в современное
время……………………………………………………………………………….9
2.1 Основные постулаты административной школы А. Файоля…………….10
2.2 Необходимость теории менеджмента и сущность административной школы…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ТЕОРИЯ УПР.docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Административная теория  Анри Файоля……………………………………..4

1.1 Зарождение административной  теории А.Файоля………………………….4

1.2 Цели и функции административной  теории А.Файоля…………………….6

2. Использование принципов  административной школы в современное

время……………………………………………………………………………….9

2.1 Основные постулаты  административной школы  А. Файоля…………….10

2.2 Необходимость теории менеджмента и сущность административной школы…………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….18

Литература……………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления.

Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации. С каждым столетием менеджмент развивается все быстрее и быстрее. Каждая управленческая революция внесла определенный вклад в развитие менеджмента.

С развитием капитализма и социально рыночного хозяйства в конце XIX, начале XX века менеджмент стал самостоятельной областью знаний, то есть наукой. Чтобы успешно справляться с поставленными задачами, руководителю нужно уметь правильно овладевать научными знаниями. Знания помогают определить нужную стратегию и принять правильное решение в области организации и управления.

Чтобы правильно управлять в начале XX века были сформулированы основные теории управления. Выделяют следующие школы научного управления: Школа научного управления, Административная школа, Школа человеческих отношений, Школа поведенческих наук, Школа науки управления

Каждая из этих школ внесла определенный вклад в становление управленческой мысли. На каждом этапе были открыты новые идеи. Человек стал главной целью изучения в области управления и организации. В самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс предприятия в целом.

Управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы. И как руководитель разработает свой принцип управления, так и будет работать. Начиная с прошлого, теория управления помогала менеджерам справиться с проблемами управления.

Основная цель исследования разработать принципы управления по теории административной школы.

Поставленная цель достигается решением следующих конкретных задач:

- раскрыть, какой вклад  сделал в развитие школы А. Файоль;

- понять, какие цели и  функции существует в административной  теории;

- проанализировать признаки  классической школы в управлении;

Предметом исследования является теория управления административной  школы менеджмента в управлении.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

 

 

1. Административная  теория Анри Файоля

1.1 Зарождение  административной теории А.Файоля

Зарождение современной науки управления относится к концу XIX – началу ХХ века, и связано это, прежде всего с тем, что появилась школа научного управления, основные идеи которой заключались в том, что любое управление должно, прежде всего, строится на научных доктринах, опираться на различные эксперименты, такие как, экономический технический и социальный эксперименты. Также представители данной школы использовали определенный метод исследование – это научный анализ управленческих процессов. Но разработка проблем научного управления, сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Необходимо было разрабатывать такие концепции, которые применялись бы именно на практике, а не только в теории управления. К тому же научная школа управления концентрировала свое внимание на производственном процессе, поэтому существовала проблема, касающаяся собственно управления, требовавшая совершенствования. Поэтому ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

А. Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX века. Именно с его именем главным образом связано возникновение административной школы.

Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет

он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горнодобывающим металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. Карьера Файоля может быть разделена на следующие периоды.

С 1860 по 1872 он работал на рядовых должностях – именно этот период его профессиональной деятельности связан с исследованием проблем горного дела, в частности связанных с пожароопасностью угольных шахт

С 1872 он назначается на должность директора группы шахт и посвящает себя проблемам геологии, то есть изучает факторы, определяющие срок эксплуатации угольных шахт

С 1888, когда компания «Комамболь» находилась на грани банкротства, А. Файоль становится ее директором-распорядителем. И применяя все свое умение управления и практический опыт Файоль смог превратить компанию в одну из самых мощных славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Главный труд Файоля «Общее и промышленное управление» был опубликован лишь тогда, когда автору исполнилось 75 лет, в 1916 году. Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что в отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. К тому же существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес для классической школы. Также, представители административной школы, работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

1.2 Цели и функции административной доктрины Анри Файоля

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции -несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней.

Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Он подчеркивал, что управление не является исключительной привилегий директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается всех работающих.

Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

· техническая деятельность (производство);

Это разнообразные технические операции (производство, выделка, обработка). Файоль отмечает, что "число, разнообразие и важность технических операций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и кончая интеллектуальным; почти исключительно техническое образование наших профессиональных школ; широкие возможности, предоставленные техникам - все это выдвигает на первый план техническую функцию, а, следовательно, и технические навыки работников, оставляя на втором плане другие навыки, не менее, а иногда и более полезные для развития и процветания предприятий". Он также указывает на то, что не всегда именно техническая функция является наиболее важной, ведь "даже в промышленных предприятиях бывают обстоятельства, когда какая-либо из других функций может иметь гораздо больше влияния на ход дела, чем техническая".

· коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен);

К данной функции относятся такие операции, как покупка, продажа, обмен. Она имеет не менее важное значение, чем техническая функция, так как, если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен. "Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить". Для успешного выполнения этой функции необходимы чуткость, решительность, глубокое знание рынка и сил конкурентов, далекое предвидение и практика соглашений.

· финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

Это привлечение средств и распоряжение ими. "Ничто не осуществляется без участия этой функции. Средства нужны на оплату труда персонала, на недвижимость, на оборудование, на сырье, на выдачу дивиденда, на улучшения, на непредвиденные расходы и т.д. Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, чтобы извлечь возможно большую выгоду из имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных займов под залог. ...Существенное условие успеха - всегда иметь перед глазами финансовое положение предприятия."

· деятельность безопасности (защита собственности людей);

В данном случае имеются ввиду страхование и охрана имущества и людей. "В простейших предприятиях для этого достаточен глаз хозяина и сторожевой пес; в государстве сюда привлекаются и полиция и армия. Вообще же страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу - необходимое ему душевное спокойствие."

· эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

В основном, это бухгалтерский учет и статистика. Как пишет Файоль, "это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать предприятию возможность знать, какие им достигнуты результаты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия."

· административная (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).

К этой функции относятся операции, которые затрагивают все остальные пять функций. Это выработка общей программы работы предприятия, подбор его рабочего состава, координирование усилий, гармонизация действий. Все эти операции образуют "особую функцию, которая обычно называется именем управления".

Итак, Файоль определяет управление следующим образом: "УПРАВЛЯТЬ значит: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

· предвидеть, то есть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий;

· организовывать, то есть - строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;

· распоряжаться, то есть - заставлять персонал надлежаще работать;

· координировать, то есть - связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

· контролировать, то есть - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленных правил и отданных распоряжений.

При таком понимании, управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям."

Информация о работе Использование принципов административной школы в современное время