Использование принципов административной школы в современное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Административная теория Анри Файоля……………………………………..4
1.1 Зарождение административной теории А.Файоля………………………….4
1.2 Цели и функции административной теории А.Файоля…………………….6
2. Использование принципов административной школы в современное
время……………………………………………………………………………….9
2.1 Основные постулаты административной школы А. Файоля…………….10
2.2 Необходимость теории менеджмента и сущность административной школы…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ТЕОРИЯ УПР.docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

При этом Файоль особое внимание обращает на то, что важно отличать управление от правление. "'Править, значит - вести предприятие к его цели, стремясь извлечь, возможно, большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит - обеспечить действие шести существенных функций. Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в роли крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная."

Определяя основные функции бизнеса, теоретики-"классики" были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Таким образом, заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал.

2. Использование  принципов административной школы  в современное время

 

2.1 Основные постулаты  административной школы  А. Файоля

Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления [7,182]. Следовательно, Файоль считал, что принципы помогают ориентироваться, он их отождествлял с маяком.

Поскольку Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления, основное внимание он уделял внутренним условиям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности и, которые получили широкое распространение. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые. Их еще называют правила эффективного менеджмента, они используются до сих пор и известны как "14 правил Файоля". При этом, необходимо отметить, что Файоль утверждал, что эти принципы не всегда нужно выполнять, их применение зависит от конкретных обстоятельств.

Принципы управления по Файолю:

-Разделение труда

-Власть

-Дисциплина

-Единство распорядительства

-Единство руководства

-Подчинение индивидуальных  интересов общим

-Вознаграждение персонала

-Централизация

-Скалярная цепь (властная  вертикаль)

-Порядок

-Справедливость

-Стабильность состава  персонала

-Инициатива

-Корпоративный дух (единение  персонала)

Каждый принцип по своему уникален, и каждый содержит в себе те положения, которые, по мнению, Файоля, являются важными в управлении. В связи с этим необходимо более подробно изучить каждый принцип, предложенный родоначальником административной доктрины.

1. Разделение труда –  специализация, необходимая для  эффективного использования рабочей  силы, применительно ко всем видам  труда, как управленческого, так  и исполнительского, то есть разделение  труда не должно только технической  активностью. Однако разделение  труда эффективно до определенных  размеров, при достижении которых  оно не приносит желаемых результатов. Таким образом разделение труда должно иметь свои границы, которые определяются имеющимся опытом и чувством меры.

2. Власть – «право отдавать  распоряжения и требовать их  выполнения»[25,92]. Файоль считает, что  власть сочетает официальный  и личный факторы. Так официальный  фактор основывается на занимаемой  должности, а личностный заключает  в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков  по роду прежней службы, способность  быть лидером. К тому же личный  фактор управляющего является  обязательным дополнением к официальному. Инструментом власти являются полномочия - право распоряжаться ресурсами предприятия и направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Помимо вышесказанного рассматриваемый принцип связывает власть с ответственностью, то есть с умением принимать решения, налагать санкции. Для наиболее эффективной работы организации полномочия руководителя должны соответствовать ответственности.

Дисциплина «сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работником соглашением». Дисциплина является существенным элементом организации и проявляться она может в различных формах. Для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях. В случае неповиновения к работникам могут применяться санкции. Однако из всех средств воздействия на подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто не смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удастся заставить сотрудников полюбить работу. Но и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия для всех. К тому же Файоль замечает, что на смену индивидуальных договоров между сотрудником и предприятием приходит заключение соглашения между ассоциациями работодателей и профсоюзами, где непосредственно участвует государство. Именно такой переход будет способствовать установлению определенных дисциплинарных правил.

4. Единство распорядительства  – данный принцип означает  то, что подчиненный при выполнении  своих трудовых обязанностей  должен подчиняться приказам  только одного начальника, в противном  случае наличие нескольких приказов  порождает напряжение и конфликты. По Файолю рабочий не может  подчиняться нескольким функциональным  руководителям, границы между различными  отделами необходимо размывать, иначе это приведет к безответственности. Таким образом, руководитель высшего  ранга может отдавать приказы  рабочим, но минуя при этом  руководителей среднего уровня.

5. Единство руководства  – если принцип единства заключался  в том, что каждый подчиненный  выполняет поручения только одного  руководителя, то принцип единства  руководства сводится к единству  управления и плана. То есть  для одного руководителя должен  быть один план для выполнения  операций, направленных для достижения  той или иной цели. Таким образом, руководитель должен скоординировать  свои силы и сосредоточится  на достижении цели.

6. Подчинение индивидуальных  интересов общим – интерес  одного подчиненного или нескольких  не должен противоречить интересам  предприятия в целом. Необходимо  согласовывать общие, личные и  групповые интересы, иначе возникнет  борьба интересов и не будет  достигнуто необходимого результата.

7. Вознаграждение персонала  – любой труд должен быть  вознагражден. Файоль, применительно  к данному принципу, рассматривает  факторы, которые не зависят от  работодателя, но определяют уровень  оплаты труда. К ним он относит: прожиточный минимум, предложение  рабочей силы, экономическая обстановка, экономическое положение предприятия. Файоль рассматривает различные виды поощрений, а именно: премия, поурочная (аккордная) оплата, сдельная оплата, участие в прибыли, платеж в натуральной форме, различные нематериальные стимулы. Смысл вознаграждения, согласно принципу, заключается в том, что нет разницы, в какой форме его получит работник, главное – удовлетворить его потребности. Файоль придерживался такого мнения, что наниматель должен заботится о здоровье, силе, образовании, морали и стабильности своего персонала, как на работе, так и за ее пределами.

8. Централизация – решения  принимаются в основном на  верхних уровнях управления и  затем реализуются на более  низких, что позволяет реализовать  принцип единоначалия. Не прибегая  к термину «централизация власти», Файоль говорит о степени концентрации  или рассредоточения власти. Конкретные  обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший  общий результат». Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией на конкретном предприятии позволяет достичь наилучших результатов.

9. Скалярная цепь –  для этого принципа Файоль  выделял такие фундаментальные  категории, как «иерархия», «каналы»  или «линии коммуникации». Эти  понятия резюмируют потребность  в высшей инстанции. При этом  решение проблем не всегда  путем обращения к ней, не всегда  является быстрым, а в некоторых случаях и долгим. Для того, чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, Файоль предлагает использовать систему делегирования прав и ответственности подчиненным по осуществлению необходимых коммуникаций. Подобный способ коммуникации между индивидами одного ранга позволяет решать отдельные проблемы, не выходя за пределы иерархичной структуры.

10. Порядок – Файоль  выделял два вида порядка –  материальный и социальный. Для  материального характерно то, что должно быть место для каждой вещи, а вещь должна быть на своем месте. Что касается социального, то здесь рассматривалась не вещь, а лицо. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. При этом понятие порядка должно распространяться на все составляющие организации: и на складское помещение, и на условия производства, и на составление планов-графиков для различных отделов организации.

11. Справедливость – представлялась  для Файоля, как сочетание правосудия  и доброжелательности. Руководитель  в глазах подчиненных должен  выглядеть справедливым и благородным, но он не должен забывать  о дисциплине. Чтобы обрести баланс, руководитель должен обладать  здравомыслием, опытом и благодушием. А лояльность и преданность  персонала должны обеспечиваться  уважительным и справедливым  отношением администрации к подчиненным.

12. Стабильность состава  персонала – рассматривалась  через проблемы, связанные с планированием  кадров, совершенствованием методов  управления и текучестью рабочей  силы. Если в коллектив приходит  новый работник, то ему необходимо  дать время для того, чтобы  он познакомился с работой  и привык к новой обстановке. Нестабильность состава, по мнению  Файоля, является одновременно причиной  и следствием плохой работы  предприятия, в связи с этим  могут возникнуть издержки.

13. Инициатива - это обдумывание  и составление плана. Поскольку  это «доставляет большое удовлетворение  всякому мыслящему человеку», Файоль  призывает администраторов «поступиться  личным тщеславием», с тем, чтобы  подчиненные получили возможность  проявить личную инициативу. Вообще  возможность максимального проявления  инициативы должна быть предоставлена  всем работникам за счет делегирования  полномочий.

14. Корпоративный дух –  в организации должна быть  создана соответствующая гармония, которая поддерживается всеми  ее сотрудниками. Файоль утверждал, что не должен существовать  принцип «разделяй и властвуй», а наоборот он придерживался  мнения, что в организации все  должны руководствоваться принципу  «в единении сила».

Таким образом, сформулированные Файолем принципы являются универсальными. Хотя он сам утверждал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно. Также Файоль отмечал, что применение принципов на практике – «это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше принципов не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на изменения в экономике, произошедшие за последние несколько лет.

 

2.2 Необходимость  теории менеджмента и сущность административной школы

Исходной точкой зрения Файоля на менеджмент было то, что он считал его обязательным в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве, религии, в семье. То, что менеджменту не учили в школах и университетах, как это имело место с преподаванием технических наук, было, согласно Файолю, результатом отсутствия теории менеджмента.

Файоль попытался дать определение теории менеджмента, которую он рассматривал как соединение принципов, правил и методов управления, выработанных и проверенных всеобщим опытом работы. Поскольку практика намного богаче теории, то между ними возникает несоответствие. Это и было причиной затруднений, возникающих в дальнейших теоретических обобщениях менеджмента и его последующем преподавании.

Файоль разделяет операции, которые имеют место на предприятиях, на шесть групп:

1. Операции технические (производство, изготовление продукта, его переработка).

2.Операции коммерческие (покупка, продажа, обмен).

3.Операции финансовые (привлечение  капиталов и управление ими). 4.Операции  страховые (защита имущества и  личностей).

5. Операции учетные (инвентарь,расходы,доходы, статистика).

6.Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).

Интерес представляет и оценка Файолем качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке:

- физические качества (здоровье, сила, речь);

Информация о работе Использование принципов административной школы в современное время