История развития государственного внешнего долга России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:20, реферат
Краткое описание
Переговоры о реструктуризации долга привели к списанию кредиторами Лондонского клуба 30% задолженности. Но остаются непростыми отношения России с Международным валютным фондом. Не урегулирован долг частным фирмам. Актуальна проблема погашения задолженности развивающихся стран по кредитам, предоставленным Советским Союзом, а также долга стран СНГ по отношению к России. С учетом актуальности проблемы внешнего долга и значимости ее решения важно сосредоточить внимание на поиске эффективных путей выхода из создавшегося положения.
Практически все страны, проводя
экономические преобразования, прибегают
к внешним заимствованиям. Рациональное
использование внешних займов способствует
решению социально-экономических проблем.
Однако ограниченность собственных финансовых
ресурсов, не всегда эффективное использование
внешних заимствований, нарушение сроков
их погашения обусловили значительный
рост долга развивающихся стран. Бразилия,
Мексика и Аргентина в течение длительного
времени возглавляли список крупнейших
должников мира. В последние годы быстрыми
темпами увеличивалась внешняя задолженность
Китая. Крупными должниками в Азиатском
регионе остаются Индонезия, Индия, Южная
Корея, Турция. У нашей страны образовался
тоже немалый внешний долг.
Структура и объем внешнего
долга России отражают геополитические
и экономические проблемы – разрушение
СССР, экономический спад в России 90-х
годов, непоследовательность рыночных
реформ, сложность отношений с иностранными
кредиторами.
Переговоры о реструктуризации
долга привели к списанию кредиторами
Лондонского клуба 30% задолженности. Но
остаются непростыми отношения России
с Международным валютным фондом. Не урегулирован
долг частным фирмам. Актуальна проблема
погашения задолженности развивающихся
стран по кредитам, предоставленным Советским
Союзом, а также долга стран СНГ по отношению
к России. С учетом актуальности проблемы
внешнего долга и значимости ее решения
важно сосредоточить внимание на поиске
эффективных путей выхода из создавшегося
положения.
1. История развития государственного
внешнего долга России
История российского внешнего
долга началась в 1769 г., когда Екатерина
II сделала первый заем в Голландии. За
последующие два с половиной столетия
Российская империя заняла на рынке примерно
15 млрд. руб. Большая часть этих средств
накануне революции была погашена. К этому
моменту старейшими займами в составе
русского государственного долга оставались
6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли
93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января
1913г. равнялась 38 млн. руб.
На протяжении всего XIX в. и в
начале XX в. расходы государства превышали
его доходы. Во второй половине XIX в. правительство
активно финансировало строительство
железных дорог, а также выкупало в казну
частные линии. Стремясь сгладить влияние
экстраординарных расходов на структуру
бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный
и чрезвычайный. Первый пополнялся из
традиционных источников доходов (налоги,
акцизы и пр.), доходную часть второго на
90% составляли средства, полученные от
внутренних и внешних займов. Именно заемные
средства шли на финансирование строительства
железных дорог, ведение войн и борьбу
со стихийными бедствиями. При благоприятной
ситуации часть чрезвычайного бюджета
шла на покрытие расходов по оплате государственных
займов. В основном же, платежи по займам
(проценты и погашение) осуществлялись
за счет обыкновенного бюджета.
Основу государственного долга
составляли долгосрочные займы, которые
могли заключаться на достаточно длительные
сроки — 50-80 лет.
Также существовало формальное
определение внутренних и внешних займов.
Первые ориентировались на иностранного
покупателя и обращение за границей. Вторые
были рассчитаны на российский рынок.
Данное деление не имело никакого экономического
значения, так как никаких ограничений
на покупку иностранных выпусков для российских
подданных и внутренних иностранцев не
существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась
статья 114: “При обсуждении государственной
росписи не подлежат исключению или сокращению
назначения на платежи по государственным
долгам и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам”. Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно
из основных правил рынка — платить вовремя
и полностью.
Российское правительство в
результате длительных усилий сумело
создать репутацию надежного заемщика,
который действует на рынке аккуратно,
не злоупотребляя своим государственным
статусом.
Заимствование финансовых ресурсов
использовалось с разными целями, и далеко
не всегда для реализации какого-либо
конкретного проекта. Интересы финансовой
стабильности, пусть даже в краткосрочном
периоде, имели первостепенное значение.
Это позволяло следовать выработанной
экономической политике, не меняя ее курса.
В соответствии с мировой практикой
закупку машин и оборудования на Западе
Советский Союз осуществлял, как правило,
на условиях фирменного и банковского
кредита; с начала 80-х гг. в кредит стали
закупаться товары широкого потребления
и продовольствие (для насыщения дефицитного
внутреннего рынка необходимыми продуктами
питания и потребительскими товарами).
Основная особенность фирменных
и банковских кредитов промышленно развитых
стран состояла в том, что привлекались
и погашались они на обычных рыночных
условиях, обычно на кратко- и среднесрочной
основе, причем исключительно в денежной
форме, т.е. в свободно конвертируемой
валюте, которую Советский Союз зарабатывал
за счет экспорта за рубеж сырья, главным
образом нефти и газа, или за счет новых
кредитов. И даже столь популярные с конца
70-х гг. так называемые компенсационные
кредиты, погашение которых предусматривалось
продукцией предприятий, закупленной
в кредит, в своем большинстве также выплачивалось
экспортной выручкой от нефти и газа. Это
лишь укрепляло зависимость страны от
уровня мировых цен на эти товары и курса
доллара США [20, с.752].
Первые внешние заимствования
Советский Союз осуществил во времена
хрущевской «оттепели», но они были несущественны.
Перелом в политике внешних заимствований
в СССР наступил в 1985 г., после прихода
к власти М. С. Горбачева [21, с.312].
Одновременно Советский Союз
сам являлся кредитором, развивая внешнеэкономические
связи и сотрудничество по линии экономического
и технического содействия, а также в рамках
военно-технического сотрудничества.
Среди более чем 50 стран, получавших советские
кредиты, преобладали государства, помощь
которым оказывалась по политическим
и военно-стратегическим соображениям.
Важнейшая особенность советских кредитов
состояла в том, что они не только предоставлялись
в товарной форме, но и погашались в основном
в товарной форме, как правило, продукцией
местного производства, в лучшем случае
– продукцией построенных при помощи
СССР предприятий. Другая особенность
кредитной помощи СССР заключалась в том,
что предоставлялись кредиты на исключительно
льготных для страны-заемщика условиях:
на 10-15 лет и 2,5-4% годовых.
Таким образом, из-за существенных
различий позиций СССР как международного
должника и как международного кредитора
результаты предоставления советских
кредитов (проценты и погашение) практически
не могли использоваться для выполнения
обязательств по полученным западным
кредитам [20, с.753].
2. Общее понятие о государственном
долге
Бюджетный кодекс РФ [БК РФ,
ст. 89] определяет государственные заимствования
РФ как займы, привлекаемые от физических
и юридических лиц, иностранных государств,
международных финансовых организаций,
по которым возникают долговые обязательства
РФ как заемщика или гаранта погашения
займов другими заемщиками.
В результате заемной деятельности
образуется государственный долг – долговые
обязательства Правительства РФ перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права
[БК РФ, ст.97]. Обеспечением государственного
долга России служит все имущество, составляющее
государственную казну. Соответственно
различают государственный и общегосударственный
долг. Общегосударственный долг – более
широкое понятие и включает задолженность
не только Правительства РФ, но и органов
управления низовыми звеньями, входящими
в состав государства.
Государственные долговые обязательства
могут существовать в различных формах
[БК РФ, ст. 89]:
¨ кредитные соглашения и договоры
РФ с кредитными организациями, иностранными
государствами и международными финансовыми
организациями в пользу указанных кредиторов;
¨ государственные ценные бумаги,
выпущенные от имени РФ;
¨ договоры о предоставлении
государственных гарантий РФ, договоры
поручительства по обеспечению обязательств
третьими лицами;
¨ переоформление долговых
обязательств третьих лиц в государственный
долг РФ на основе федеральных законов;
¨ соглашения и договоры РФ
о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств РФ прошлых лет.
В Бюджетном кодексе РФ [БК РФ,
ст.98] особо оговаривается, что изменение
условий выпущенного в обращение государственного
займа, в том числе сроков выплаты и размера
процентных платежей, срока обращения,
не допускается.
Основными причинами образования
государственного долга являются дефицит
государственного бюджета и наличие свободных
денежных средств у физических и юридических
лиц.
Уровень государственного долга
требует осуществления ежегодных процентных
платежей. Если не использовать прирост
размеров долга, эти ежегодные выплаты
процентов должны производиться из суммы
налоговых поступлений. Такие дополнительные
налоги могут погашать стремление брать
на себя риск, стремление к инновациям,
к инвестициям, к работе. Существование
большого государственного долга может
подорвать экономический рост.
Очевидно, что выплата процентов
и суммы долга требует передачи части
национального реального выпуска продукции
в распоряжение других стран. Следует
отметить, что доля государственного долга,
приходящаяся на иностранных кредиторов,
увеличивается в последние годы во всех
странах. Это повод для беспокойства, особенно
для России, т.к.:
¨ остается открытым вопрос
о размерах долга;
¨ процентные платежи, связанные
с государственным долгом, растут очень
быстро;
¨ ежегодные дефициты сформировались
в условиях мирной экономики, которая
функционирует весьма близко к уровню
полной занятости [14, с.301].
Однако государство в кредитных
отношениях может выступать не только
как заемщик, но еще как гарант и кредитор.
Если государство дает поручительства
по займам (кредитам), получаемым на финансовом
рынке другими лицами, то оно играет роль
гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных
средств, государство выступает как кредитор,
а другая сторона - как заемщик.
Таким образом, в соответствии
с характером операций государственные
кредитные отношения проявляются в форме
государственных заимствований, государственных
гарантий и государственных кредитов.
Государство как заемщик
Для финансирования бюджетного
дефицита органы государственного управления
вынуждены привлекать заемные средства,
займы.
В соответствии с Гражданским
кодексом РФ [ГК РФ, ст.807] по договору займа
одна сторона (заимодавец) передает в собственность
другой стороне (заемщику) деньги или другие
вещи, определенные родовыми признаками,
а заемщик обязуется возвратить заимодавцу
такую же сумму денег (сумму займа) или
равное количество других полученных
им вещей того же рода и качества. По договору
государственного займа [ГК РФ, ст.817] заемщиком
выступает Российская Федерация, субъекты
РФ, а заимодавцами – граждане или юридические
лица. Государственные займы являются
добровольными, и изменение условий выпущенного
в обращение займа не допускается.
Государственные заимствования осуществляются
в виде государственных займов и прямых
кредитов. Государственные займы характеризуются
тем, что временно свободные денежные
средства физических и юридических лиц
привлекаются путем выпуска и реализации
государственных ценных бумаг.
Для кредитов, привлекаемых
органами государственной власти, характерно
то, что инвесторы непосредственно (не
опосредствуя эти операции покупкой государственных
ценных бумаг) передают часть кредитных
ресурсов на покрытие расходов федерального
Правительства или органов исполнительной
власти субъектов РФ. Прямое заимствование
средств может проводиться, в частности,
среди государственных и коммерческих
банков, международных финансовых организаций,
правительств иностранных государств.
Классификация государственных
займов. В основе классификации лежит ряд
признаков:
¨ По эмитентам – займы, размещаемые
центральными и территориальными органами
управления.
¨ В зависимости от места размещения
– внутренние и внешние займы.
¨ В зависимости от обращения
на рынке – рыночные и нерыночные займы.
Рыночные займы свободно продаются и покупаются.
Нерыночные не могут свободно менять своих
владельцев. Они не подлежат обращению
на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются
государством, чтобы привлечь определенных
инвесторов, специфическим интересам
которых и отвечают. Так, нерыночные государственные
облигации выпускаются на западе для мобилизации
средств негосударственных пенсионных
фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.