История развития государственного внешнего долга России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:20, реферат
Краткое описание
Переговоры о реструктуризации долга привели к списанию кредиторами Лондонского клуба 30% задолженности. Но остаются непростыми отношения России с Международным валютным фондом. Не урегулирован долг частным фирмам. Актуальна проблема погашения задолженности развивающихся стран по кредитам, предоставленным Советским Союзом, а также долга стран СНГ по отношению к России. С учетом актуальности проблемы внешнего долга и значимости ее решения важно сосредоточить внимание на поиске эффективных путей выхода из создавшегося положения.
¨ последовательная работа
по снижению стоимости и увеличению сроков
государственных заимствований;
¨ функциональное разделение
государственных ценных бумаг на инструменты
денежного рынка (краткосрочные бумаги)
и инструменты рынка капиталов (облигации
со сроком погашения свыше 1 года);
¨ выпуск широкого спектра финансовых
инструментов для удовлетворения потребностей
различных групп инвесторов;
¨ обеспечение скоординированных
действий федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов РФ по привлечению заимствований
через механизмы рынка ценных бумаг;
¨ поддержание надежности и
доступности государственных ценных бумаг
для инвесторов.
В целом рынок государственного
долга охватывает отношения по поводу
государственных заимствований в форме
займов, кредитов и государственных гарантий.
Таким образом, рынок государственного
долга можно определить как совокупность
отношений между государством как эмитентом
и гарантом, другими эмитентами, инвесторами
и их посредниками по поводу эмиссии и
обращения государственных ценных бумаг,
получения кредитов органами государственной
власти и предоставления государственных
гарантий по займам и кредитам, привлекаемым
региональными и местными органами власти,
экономическими субъектами.
Заемная деятельность России
на внешнем рынке
Цель заемной деятельности
РФ на внешнем рынке – покрытие дефицита
федерального бюджета. Право осуществления
государственных внешних заимствований
РФ и заключения договоров о предоставлении
государственных гарантий, договоров
поручительства другим заемщикам для
привлечения внешних кредитов (займов)
принадлежит Российской Федерации. От
имени РФ осуществлять внешние заимствования
может Правительство РФ либо уполномоченный
Правительством РФ орган исполнительной
власти.
После принятия Россией всего
внешнего долга СССР остро встал вопрос
о методах его регулирования. Конечное
решение проблемы внешнего долга России
заключалось в ежегодной выплате кредиторам
во второй половине 90-х годов 15-18 млрд.
долл. Но выполнение такой задачи могло
поставить под угрозу судьбу экономики
страны. Поэтому основным методом регулирования
внешнего долга стала его реструктуризация
на максимально приемлемых для России
условиях.
Большую часть внешнего долга
России в зависимости от природы его происхождения
можно разделить на три группы – это кредиты
Парижского, Лондонского и Токийского
клубов кредиторов.
¨ Основная сумма долга РФ приходится
на Парижский клуб, объединяющий около
двадцати государств – крупнейших мировых
кредиторов. Двойственное положение РФ
заключается в том, что Россия выступает
в качестве должника одних стран и кредитора
других одновременно.
¨ Межбанковские кредиты, предоставленные
Внешэкономбанку в советское время, а
также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых
расчетах и предназначенные для учета.
Интересы этой группы кредиторов представляет
Лондонский клуб, объединяющий более 600
коммерческих банков. В отличие от Парижского
Лондонский клуб занимается вопросами
задолженности перед частными коммерческими
банками, кредиты которых не находятся
под защитой гарантий или страхования.
¨ Наиболее интересной с коммерческой
точки зрения до последнего времени оставалась
еще одна группа долгов – коммерческая
торговая задолженность (задолженность
Токийскому клубу). Российское правительство
признало эту группу задолженности позже
всех – в октябре 1994 г. Из-за того, что реально
переговоры начались в декабре 1996 г., образовался
большой временной интервал, в течение
которого кредиторы были в полной неопределенности
относительно реальности погашения им
задолженности. В настоящее время после
выверки долгов разрешена переуступка
прав требования по ним.
Реструктуризация внешнего
долга на время смягчила кризис с выплатой
внешней задолженности, но принципиально
не решила его. Внешняя задолженность
России все еще существенна. Положение
России, с точки зрения обслуживания внешнего
долга, остается непростым.
Чтобы избежать возникновения
кризисной ситуации, необходимо изменение
долговой стратегии России и переход от
курса на отсрочку платежей к курсу на
сокращение долга.
Эту проблему может решить конверсия
внешнего долга, под которой принято понимать
все механизмы, обеспечивающие замещение
внешнего долга другими видами обязательств,
менее обременительными для экономики
государства-должника. Возможны разные
формы: конверсия долга в инвестиции, погашение
его товарными поставками, обратный выкуп
долга самим заемщиком на особых условиях,
обмен на долговые обязательства третьих
стран, собственность, облигации и др.
В 1996 г. РФ впервые вышла на мировой
кредитный рынок со своими ценными бумагами.
Первый выпуск российских еврооблигаций
состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму
1 млрд. долл. Выпущенные еврооблигации
представляли собой купонные ценные бумаги,
по которым каждые полгода выплачивается
фиксированный доход по ставке 9,25%. Срок
обращения – 5 лет. Это был первый облигационный
заем России, размещенный ею на международных
рынках капиталов. Займы успешно размещались
также в 1997-1998 гг.
6. Управление государственным
долгом
Управление государственным
долгом – совокупность мероприятий государства
по выплате доходов кредиторам и погашению
займов, изменению условий уже выпущенных
займов, определению условий выпуска новых
государственных ценных бумаг. Существуют
различные формы управления государственным
долгом:
¨ конверсия - изменение доходности
займов;
¨ консолидация - увеличение
срока действия и изменение других условий
выпуска займа;
¨ унификация - объединение
нескольких займов в один. Такая мера предусматривает
уменьшение количества видов обращающихся
одновременно ценных бумаг, что упрощает
работу и сокращает расходы государства
по системе государственного кредита
[22, с.347];
¨ обмен облигаций по регрессивному
соотношению – несколько облигаций старого
займа приравниваются к одной новой облигации;
¨ отсрочка погашения займов
проводится в условиях, когда дальнейшее
активное развитие операций по выпуску
ценных бумаг не имеет финансовой эффективности
для государства. Это происходит в тот
момент, когда правительство уже выпустило
слишком много займов и условия их эмиссии
не были достаточно выгодны для государства.
В таких случаях большая часть поступлений
от реализации облигаций новых займов
направляется на выплату процентов по
ранее выпущенным займам [22, с.348];
¨ аннулирование государственного
долга – государство полностью отказывается
от обязательств по выпущенным займам;
эта форма управления государственным
долгом используется обычно, когда политическая
власть меняется или когда государство
признает себя банкротом;
¨ реструктуризация задолженности
– изменение структуры долга. Для РФ актуальна
замена коротких и дорогих долгов на длинные
и дешевые;
¨ рефинансирование задолженности
– погашение старой государственной задолженности
путем выпуска новых займов.
Эти формы управления государственным
долгом относятся и к внутреннему, и к
внешнему долгу. Однако управление внешним
долгом имеет свою специфику: чрезмерный
рост внешнего долга угрожает национальной
безопасности страны, означает фактическое
ее банкротство. Управление внешним долгом
должно осуществляться на стадии привлечения
внешних займов, их использования и погашения.
Управление использованием
внешнего долга осуществляется в трех
формах:
¨ финансовое размещение –
финансирование инвестиционных проектов
и развития экономики; это самый эффективный
способ размещения внешнего долга;
¨ бюджетное использование
– финансирование бюджетных расходов
и дефицита государственного бюджета,
в том числе обслуживания внешнего долга;
¨ смешанное бюджетно-финансовое
размещение.
В РФ используется второй способ
размещения – это самый неэффективный
способ использования внешнего долга.
Управление погашением внешнего
долга предусматривает использование
различных источников его погашения: бюджетных
средств, золотовалютных резервов (на
начало 2002 г. они составили 38 млрд. долл.)
[15], новых заимствований и конвертации
задолженности в акции предприятий.
В РФ в качестве источника погашения
внешнего долга используют новые заимствования.
Россия начинает работать на обслуживание
государственного внешнего долга. В области
управления внешним долгом первоочередными
задачами для РФ являются:
¨ оптимизация структуры долга
(по срочности – необходимо привлекать
средне- и долгосрочные кредиты; по видам
долга – расширять круг используемых
финансовых инструментов, например, за
счет своповых соглашений; по доходности
– расширять эмиссию ценных бумаг, учитывать
соотношение рублевой и валютной доходности);
¨ использование проектов, финансируемых
за счет связанных кредитов;
¨ конверсия внешнего долга
– обмен долга на национальную валюту
(своп в национальные активы); выкуп долга
с дисконтом; обмен долга на экспорт; обмен
долга на собственность; обмен долга на
долг;
¨ управление внешними финансовыми
активами – инвентаризация российского
имущества за рубежом, попытаться возвратить
долги России и российское золото, находящееся
за рубежом.
7. Проблема внешней задолженности
России
Российская Федерация – правопреемница
СССР по его зарубежным активам и пассивам.
СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный
капитал преимущественно в форме экспортных
кредитов и банковских ссуд. В настоящее
время основными кредиторами России стали
международные финансовые организации,
которые при предоставлении кредитов
требуют проведения стабилизационной
программы, прежде всего сокращения бюджетного
дефицита и инфляции.
Россия является должником
и одновременно кредитором. Российская
Федерация взяла на себя обязательства
по обслуживанию внешнего долга СССР.
Основная часть внешнего долга приходится
на задолженность СССР. Россия в период
с 1991 по 1998 гг. получила кредиты от МВФ
в размере более 13,6 млрд. долл., от МБРР
– 5,6 млрд. долл., от ЕБРР и от стран ОЭСР
под гарантии их правительств более 22
млрд. долл. США.
СССР имел репутацию надежного
должника, и задолженность погашалась
строго по графику. В 1992 г. график перестал
соблюдаться. Россия должна была выделить
на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд.
долл., а реально платежи составили 2,6 млрд.
долл. Такая же ситуация повторилась в
1993, 1994 и 1995 гг.
В последнее десятилетие отмечается
опасная тенденция роста государственных
заимствований России. Вопреки мировой
практике западные кредиторы не всегда
учитывали низкую кредитоспособность
России.
На начало 2000 г. государственный
долг снизился в связи с его погашением
по графику. Наибольшую задолженность
Россия имела перед Германией (27,6 млрд.
долл.), Италией (6,1 млрд. долл.), Японией
(4,3 млрд. долл.), Францией (3,9 млрд. долл.),
США (3,0 млрд. долл.), Великобританией (1,4
млрд. долл.), Канадой (1,4 млрд. долл.), Южной
Кореей (1,2 млрд. долл.) и Кувейтом (1,2 млрд.
долл.). Задолженность бывшим социалистическим
странам составляет сейчас порядка 14,6
млрд. долл. Из них 1,52 млрд. Югославии, 3,24
– Чехии, 1,42 – Китаю, 0,39 – Венгрии, 0,1 –
Болгарии, Польше и Румынии –по 0,02 млрд.
[16, с.5].
Переговоры по урегулированию
официальной задолженности Россия проводит
в рамках Парижского и Лондонского клубов.
Парижский клуб – это группа
главных государств – кредиторов мира.
Если какая-либо страна-должник, испытывающая
трудности в сбалансировании платежного
баланса, начинает проводить программу
оздоровления экономики с помощью МВФ,
Парижский клуб вносит свой вклад в решение
финансовых проблем страны-должника. Для
этого совместно с данной страной вырабатывается
соглашение, позволяющее перенести сроки
выплаты ее внешней задолженности. В результате
появляется возможность преодолеть пассивность
платежного баланса, не отказываясь при
этом от необходимого импорта и выплачивая
постепенно свои долги. Величина долга
России с процентами странам – кредиторам
Парижского клуба составляет 40 млрд. долл.
В начале апреля 1993 г. Россия
подписала первое соглашение с Парижским
клубом, по которому страна получила право
не выплачивать по советским долгам в
1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись выплатой
2 млрд. долл. процентных платежей.