История развития государственного внешнего долга России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:20, реферат
Краткое описание
Переговоры о реструктуризации долга привели к списанию кредиторами Лондонского клуба 30% задолженности. Но остаются непростыми отношения России с Международным валютным фондом. Не урегулирован долг частным фирмам. Актуальна проблема погашения задолженности развивающихся стран по кредитам, предоставленным Советским Союзом, а также долга стран СНГ по отношению к России. С учетом актуальности проблемы внешнего долга и значимости ее решения важно сосредоточить внимание на поиске эффективных путей выхода из создавшегося положения.
В конце апреля 1996 г. в Париже
было подписано новое соглашение о долгосрочной
реструктуризации российского долга кредиторам
Парижского клуба. В соответствии с подписанным
документом погашение долга Россией начинается
в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким
образом, Россия получила льготный период,
в течение которого она освобождена от
оплаты этого долга. Это дает возможность
приступить к погашению внешнего долга
кредиторам Парижского клуба после выхода
России из экономического кризиса, когда
в стране начнется реальный подъем экономики.
Подписание договора дало также России
возможность самой стать членом этого
клуба, что облегчит стране получение
долгов со стран-неплательщиков, поскольку
члены Клуба проводят солидарную политику
по отношению к должникам.
Лондонский клуб объединяет
600 банков. В него входят кредиторы, которые
предоставили СССР ссуды без гарантий
своих правительств.
С ним также была достигнута
договоренность о долгосрочной реструктуризации
российского внешнего долга на общую сумму
32 млрд. долл. (в том числе 25 млрд. основной
суммы долга и 7 млрд. неоплаченных процентов
по нему). Этот долг был переоформлен на
следующие 25 лет с предоставлением семилетнего
льготного периода.
В марте 1996 г. МВФ принял решение
о предоставлении России в течение трех
лет расширенного кредита в размере 10,2
млрд. долл., первые транши которого Россией
уже получены. Выделение кредита началось
в марте 1996 г. путем перечисления каждый
месяц 340 млн. долл.
В июле 1998 г. вновь Россией была
достигнута договоренность с МВФ о предоставлении
10-15 млрд. долл. для обеспечения стабилизации
российского рубля при условии проведения
страной жесткой финансовой политики
(снижение темпов инфляции и бюджетного
дефицита).
Следует отметить, что Россия
получила отсрочку по погашению капитальной
суммы долга. Это не относится к выплате
процентов по нему. Только в 1999 г. сумма
процентных платежей должна составить
17,5 млрд. долл. Кроме того, еще 1 млрд. в
год стоит обслуживание наших облигаций,
размещенных на внешнем рынке.
Важная проблема России состоит
в том, чтобы добиться прекращения оседания
в зарубежных банках значительной части
выручки от экспорта продукции и возвращения
этих капиталов на родину. По данным зарубежной
печати, за границей оседает 15-17 млн. долл.
ежегодно.
Таким образом, решение проблемы
платежей по внешнему долгу во многом
зависит от восстановления доверия к национальной
денежной единице и создания условий для
внутреннего инвестирования. И если экономическая
и денежная стабилизация будут проходить
активно, то и сложности с выплатой внешних
долгов будут преодолены.
Более чем в кредитах, Россия
нуждается в инвестициях, поскольку именно
инвестиции создают экономическую активность
и реальное богатство.
Россия выступает не только
в роли должника, но и в качестве кредитора.
Долг бывших социалистических и развивающихся
государств составляет более 120 млрд. долл.
Основная часть внешнего долга приходится
на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию,
Ирак, Ливию. В 1992 г. Россия должна была
получить по операциям в счет погашения
задолженности 14,2 млрд. долл., а фактические
поступления составили 2 млрд. долл. Большая
часть долга погашается традиционными
для этих стран товарами. Такие долги оформлены
в рублях и долларах США и не котируются
на мировых рынках, поскольку в договорах
указывалось, что любые действия по этим
долгам должны быть объектом предварительной
государственной договоренности. К середине
1990-х годов осуществлена продажа лишь
единичных долговых обязательств. Постепенно
возвращают долги Аргентина, частично
Вьетнам, Индия погашает свой долг, поставляя
в Россию чай, хлопок, изделия ширпотреба.
Вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов
должно облегчить поступление долгов
с таких стран, как Алжир, Йемен, Вьетнам
и др. МВФ, рассматривая вопросы о предоставлении
этим странам очередных кредитов, ставит
перед ними требования о необходимости
заключения с Россией соглашений о погашении
их задолженностей.